Сертификация собственной продукции - как относить расходы в БУ и НУ? | Аскон

Главная > Аскон-Навигатор > Вопрос-Ответ > Когда относить к расходам в налоговом и в бухгалтерском учете сертификацию...

4221 Горячая тема В избранное PDF

Когда относить к расходам в налоговом и в бухгалтерском учете сертификацию собственной продукции?


автор ответа, консультант Аскон по бухгалтерскому учету и налогообложению

ВОПРОС

В организации проводится сертификация качества продукции, которую мы изготавливаем. Сертификат будет рассчитан на долгий период с контрагентом на продукцию, которую мы будем производить не один раз. Проводим сертификацию добровольно.

Договор на сертификацию у нас подписан поэтапным способом: после выполнения этапа его закрывают документами.

Как принимать расходы в Б/У и Н/У?

ОТВЕТ

В рассматриваемой ситуации расходы на сертификацию продукции можно учесть единовременно, после окончания всех работ по сертификации и получения положительного результата. С целью сближения налогового и бухгалтерского учета такой способ учета можно применить как в налоговом, так и в бухгалтерском учете.

ОБОСНОВАНИЕ

Расходы на сертификацию продукции (работ, услуг) учитывайте в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (без учета НДС, подлежащего вычету) (пп. 2 п. 1 ст. 264, п. 1 ст. 170 НК РФ). Расходы признайте на дату составления документа, подтверждающего оказание услуг по сертификации (например, акта сдачи-приемки выполненных работ) (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ, Письма Минфина России от 29.07.2019 N 03-03-06/1/56593, от 08.06.2017 N 03-03-06/1/35781, ФНС России от 25.03.2019 N СД-4-3/5272).

В бухгалтерском учете признавать затраты на сертификацию можно одним из трех способов, закрепленным в учетной политике:

  1. признать в расходах по обычным видам деятельности единовременно на дату оформления документа, подтверждающего оказание услуг по сертификации (п. п. 5, 16 ПБУ 10/99 "Расходы организации");
  2. предварительно учесть в расходах будущих периодов (РБП) и признавать в составе расходов по обычным видам деятельности в течение срока действия сертификата в порядке, установленном организацией (например, равномерно) (п. 65 Положения N 34н, Письмо Минфина России от 12.01.2012 N 07-02-06/5, п. п. 5, 19 ПБУ 10/99);
  3. учесть сертификат в качестве НМА и включить затраты на его получение в состав расходов по обычным видам деятельности через начисление амортизации (п. 11 Толкования Р113 "Исключительные права как критерий признания нематериальных активов", принятого Комитетом БМЦ по толкованиям 09.09.2011, утвержденного в итоговой редакции 26.12.2011, п. 23 ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов", п. п. 5, 8 ПБУ 10/99). Этот вариант учета возможен только в случае, если сертификат соответствия удовлетворяет условиям, предусмотренным п. 3 ПБУ 14/2007.

В целях сближения бухгалтерского учета с налоговым учетом рекомендуем признать затраты на сертификацию продукции (работ, услуг) единовременно. К тому же такой способ больше соответствует требованиям осмотрительности и рациональности, которые должна обеспечивать учетная политика.

В налоговом учете при обнаружении ошибок в исчислении налоговой базы, которые повлекли излишнюю уплату налога, вы можете пересчитать ее, а также сумму налога (абз. 2, 3 п. 1 ст. 54 НК РФ):

  • за налоговый (отчетный) период, в котором совершена ошибка;

или

  • за налоговый (отчетный) период, в котором она выявлена.

Минфин России подтверждает, что налогоплательщик вправе произвести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), послужившие причиной возникновения переплаты (Письма от 04.08.2017 N 03-03-06/2/50113, от 01.09.2014 N 03-11-06/1/43546).

Уведомления