Компания из Петербурга: НДФЛ по обособленным подразделениям, зарегистрированным в разных муниципальных округах, оплачивается через головную компанию или по каждому подразделению отдельно?

ВОПРОС

Действуют ли в настоящее время разъяснения по НДФЛ, изложенные в письме Управления по Санкт-Петербургу от 3 февраля 2003 г. N 05-05/2316?

ОТВЕТ

В указанном письме Управление МНС РФ по Санкт-Петербургу сообщает, что уплата НДФЛ в части зачисления в бюджет Санкт-Петербурга осуществляется централизованно.

По моему мнению, если у организации есть ОП, зарегистрированные в других муниципальных образованиях г. Санкт-Петербурга, перечисление исчисленных и удержанных сумм НДФЛ в целом по организации в налоговую инспекцию по месту ее регистрации приведет к спорам с проверяющими органами и, возможно, к налоговым рискам (пени, штрафы). Организации придется отстаивать в судебном порядке правомерность своей позиции. Однако стоит отметить что судебная практика по подобным делам складывается в пользу налогоплательщика.

ОБОСНОВАНИЕ

В соответствии с п. 7 ст. 226 Налогового кодекса РФ налоговые агенты - российские организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога в бюджет как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется, исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений.

Согласно п. 4 ст. 83 НК РФ в случае, если несколько обособленных подразделений организации находятся, в частности, в городе федерального значения Санкт-Петербурге на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемого этой организацией самостоятельно. Сведения о выборе налогового органа организация указывает в уведомлении установленной формы, представляемом (направляемом) российской организацией в налоговый орган по месту ее нахождения.

В соответствии со ст. 13 НК РФ налог на доходы физических лиц является федеральным налогом.

При этом бюджет субъекта Российской Федерации - г. Санкт-Петербурга формируется, в частности, за счет отчислений налога на доходы физических лиц (п. 2 ст. 56 Бюджетного кодекса РФ). При этом в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Санкт-Петербурге порядок установления и значения нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в бюджеты внутригородских муниципальных образований определяются законами указанных субъектов Российской Федерации (п. 4 ст. 58 БК РФ). Законом Санкт-Петербурга от 29.11.2019 N 614-132 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" не предусмотрено формирование доходов бюджетов внутригородских муниципальных образований г. Санкт-Петербурга за счет отчислений налога на доходы физических лиц по установленным нормативам, то есть налог на доходы физических лиц полностью поступает в бюджет г. Санкт-Петербурга.

В связи с этим можно сделать вывод, что перечисление организацией, имеющей несколько обособленных подразделений в г. Санкт-Петербурге на территориях, подведомственных разным муниципальным образованиям (налоговым органам), НДФЛ по месту учета одного обособленного подразделения, определенного организацией, является правомерным (данная позиция подтверждается и официальными разъяснениями (Письмо Минфина России от 21.02.2011 N 03-04-06/3-37)).

Однако в свете новых поправок, введенных с 01.01.2020г. в Налоговый Кодекс РФ, чиновниками было написано несколько писем о применении нововведений. В частности, письмо ФНС России от 27.12.2019 N БС-4-11/27059@ разъясняет, что организация, имеющая несколько обособленных подразделений на территории одного муниципального образования, вправе перечислять удержанные суммы НДФЛ в бюджет по месту нахождения одного из таких обособленных подразделений, расположенных на территории одного муниципального образования, выбранному налоговым агентом самостоятельно, а также представлять в отношении работников этих обособленных подразделений по месту учета выбранного обособленного подразделения справки по форме 2-НДФЛ и расчет по форме 6-НДФЛ. И одновременно в этом же письме сообщается, что положениями статей 226 и 230 Кодекса (в редакции Федерального закона N 325-ФЗ) не предусмотрено право выбора одного обособленного подразделения в качестве ответственного за перечисление исчисленных и удержанных сумм НДФЛ и представление справок по форме 2-НДФЛ и расчетов по форме 6-НДФЛ в отношении работников всех обособленных подразделений организации, расположенных в целом на территориях муниципальных образований города федерального значения Санкт-Петербурга.

Соответственно, по моему мнению, на сегодняшний день перечисление исчисленных и удержанных сумм НДФЛ в целом по организации в налоговую инспекцию по месту регистрации организации, если у нее есть ОП зарегистрированные в других муниципальных образованиях г. Санкт-Петербург, приведет к спорам с проверяющими органами и, возможно, к налоговым рискам (пени, штрафы). И как следствие правомерность своей позиции организации придется отстаивать в судебном порядке.

Автор ответа:

М.Д. Рижская,

консультант Аскон по бухгалтерскому учету и налогообложению

Возможно, вам будут интересны эти темы:

Как оформить закупку средств дезинфекции?

135
01.04.2020

Целесообразно обосновать закупку дезинфицирующих средств в офис на основании приказа руководителя со ссылкой...

Коронавирус: рекомендации для работодателей

82016.03.2020

Ситуация с распространением коронавирусной инфекции требует от работодателей определенных шагов. Что делать, чтобы оградить коллектив от опасности? Каковы официальные рекомендации или требования? Что ...

- 68702
<Информация> Росстата "Росстат продлил сроки предоставления отчетности в связи с выходными днями"

Перенос сроков предоставления отчетности связан с тем, что Указом Президента Российской Федерации период с 30 марта по 3 апреля объявлен выходными днями.
ИБ РоссийскоеЗаконодательство
- 68702
Информация Банка России от 26.03.2020 "О работе банков и платежной системы, операциях Банка России с 30 марта по 3 апреля"

С 30 марта по 3 апреля 2020 функционирование платежной системы Банка России и кассового обслуживания клиентов Банка России будет осуществляться в штатном режиме
ИБ РоссийскоеЗаконодательство
наверх
Обратная связь.