Можно ли не предоставлять ФНС инвентаризацию дебиторской, кредиторской задолженности за годы выездной проверки | Аскон

Главная > Аскон-Навигатор > Вопрос-Ответ > Правомерен ли запрос ФНС о предоставлении инвентаризации дебиторской и...

Правомерен ли запрос ФНС о предоставлении инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности за годы, проверенные выездной проверкой по ст.31 НК?


автор ответа, консультант Аскон

Вопрос

Просим привести цитаты из НК РФ, на основании которых можно составить письмо-отказ налоговому органу о неправомерности требования документов по закрытым КНП и выездной проверки за период 2018-2020 гг.

Есть ли возможность не предоставлять в ИФНС инвентаризацию дебиторской и кредиторской задолженности за годы, которые проверены выездной проверкой? По требованию проверяющие запрашивают ее за 4 года.

Уточнение: запросили акты инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности на основании Уведомления о вызове в налоговый орган.

Ответ

Форма Уведомления о вызове в налоговый орган налогоплательщика (форма КНД 1165009) предусматривает предоставление пояснений в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ, но предоставить пояснения организация не может, т.к. в полученном Уведомлении отсутствует требование о предоставлении пояснений. В то же время налоговый орган на основании Уведомления о вызове в налоговый орган налогоплательщика требует предоставить документы (акты инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности за несколько лет), что является неправомерным.

Если в отношении организации не проводится выездная или камеральная налоговая проверка, а также встречная проверка и поскольку организации в установленном НК РФ порядке требование о представлении документов не вручено, соответственно, организация вправе не выполнять неправомерные требования налогового органа на основании пп.11 п. 1 ст. 21 НК РФ - налоговый орган не вправе привлечь к ответственности за непредставление документов в данном случае.

Кроме того, ФНС России в письме от 02.12.2021 N ЕА-4-15/16838 указала нижестоящим налоговым органам на недопущение при направлении уведомлений в рамках подпункта 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ подмены мероприятий налогового контроля, предусмотренных статьями 93, 93.1 Кодекса, а также пунктом 3 статьи 88 НК РФ.

Обоснование

Инспекция может вызвать вас по любым вопросам, которые связаны с уплатой налогов, сборов, взносов, например (пп. 4 п. 1, п. 2.1 ст. 31 НК РФ, п. п. 2.1, 2.2 Письма ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12837):

  • чтобы получить пояснения вне налоговых проверок;
  • чтобы получить пояснения в рамках камеральных и выездных проверок. Это может быть связано как с ошибками и противоречиями в ваших отчетах, так и с любыми другими вопросами, которые возникли у инспектора.

Право вызывать налогоплательщика закреплено в пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ. Причем сформулировано оно довольно широко. Это дает налоговым органам практически неограниченные возможности приглашать вас к себе, даже когда нарушений не выявлено, но у инспектора есть какие-то сомнения.

Готовое решение: Уведомление о вызове налогоплательщика в инспекцию (КонсультантПлюс, 2022)

Уведомление о вызове в налоговый орган налогоплательщика составляют по форме КНД 1165009, которая приведена в Приложении N 2 к Приказу ФНС России от 07.11.2018 N ММВ-7-2/628@.

В нем должно быть указано:

  • кого вызывают, т.е. сведения о вас;
  • наименование, адрес налоговой инспекции и номер кабинета, куда нужно прийти;
  • конкретные дата и время, на которое вас вызывают, либо приемные дни или часы, в которые вы можете прийти;
  • для чего вас вызывают. Согласно форме уведомления в нем должны подробно описать основания для вызова. При этом если, например, вас вызывают для вручения решения, но в уведомлении не сказано, какого, то, по мнению ФНС России, это не нарушает ваши права (Письмо ФНС России от 09.10.2015 N ЕД-4-2/17621);
  • сведения о должностном лице, подписавшем уведомление, номер телефона.

Готовое решение: Уведомление о вызове налогоплательщика в инспекцию (КонсультантПлюс, 2022) {КонсультантПлюс} 

Вместе с тем, в ходе анализа материалов, представленных управлениями ФНС России по субъектам Российской Федерации, межрегиональными инспекциями ФНС России по федеральным округам (с двухуровневой системой управления), в рамках исполнения положений Порядка установления, оценки и устранения причин возникновения споров в деятельности налоговых (регистрирующих) органов, утвержденного Приказом ФНС России от 25.11.2020 N СД-7-9/848@, установлены следующие нарушения:

1) направление Уведомлений с целью истребования у налогоплательщиков документов;

Таким образом, налоговыми органами нарушается порядок истребования документов, предусмотренный статьями 93, 93.1 Кодекса, а также подменяются мероприятия налогового контроля, предусмотренные пунктом 3 статьи 88 Кодекса.

Учитывая изложенное, в целях исключения неправомерного направления уведомлений о вызове в налоговый орган и недопущения при направлении уведомлений в рамках подпункта 4 пункта 1 статьи 31 Кодекса подмены мероприятий налогового контроля, предусмотренных статьями 93, 93.1 Кодекса, а также пунктом 3 статьи 88 Кодекса, необходимо обеспечить соблюдение территориальными налоговыми органами:

  • положений подпункта 4 пункта 1 статьи 31 Кодекса и соответствие направляемого уведомления, утвержденной форме, в том числе с указанием подробного описания оснований вызова;
  • положений статей 93, 93.1 Кодекса при истребовании документов (информации);
  • положений пункта 3 статьи 88 Кодекса при направлении требований о представлении пояснений в случае выявления в ходе камеральных налоговых проверок ошибок (противоречий, несоответствий) в представленных налогоплательщиками налоговых декларациях (расчетах).

Письмо ФНС России от 02.12.2021 N ЕА-4-15/16838 "О направлении уведомлений о вызове налогоплательщика в налоговый орган в рамках пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ"

#Бухгалтер #Налоговый контроль

В избранное PDF

Уведомления