12 существенных изменений в 44-ФЗ с января 2022 года | Аскон

Главная > Аскон-Навигатор > Статьи > Существенные изменения в 44-ФЗ с января 2022 года

5317 Горячая тема В избранное PDF

Существенные изменения в 44-ФЗ с января 2022 года


автор статьи, консультант Аскон

Федеральный закон от 02.07.2021 № 360 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 360-ФЗ) внес существенные изменения в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ). Они вступают в силу с 01.01.2022, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.

  1. Законом № 360-ФЗ введено основное понятие как отдельный этап контракта (подп. «а» п. 3 ст. 5 Закона № 360-ФЗ).

Новое в документообороте

  1. В части организации документооборота в контрактной системе дополнили нормами, которых не было ранее (подп. «г», «д» п. 5. ст. 5 Закона № 360-ФЗ):
  • при формировании и размещении информации и документов в ЕИС, на электронной площадке, а также при составлении документов должны применяться единые формы документов. Требования к указанным формам, порядок формирования и размещения информации и документов в ЕИС, на электронной площадке, специализированной электронной площадке устанавливаются Правительством Российской Федерации;
  • в случае наличия противоречий между данными, содержащимися в ЕИС, и данными, содержащимися в информации и документах, направляемых участниками контрактной системы, приоритет имеет информация, содержащаяся в ЕИС.

Поэтому участнику закупки в личном кабинете в ЕИС необходимо внести изменения в свои сведения, чтобы исключить возможные последствия;

  • не позднее 1 часа с момента размещения информации и документов на официальном сайте, на электронной площадке такие информации и документы должны быть доступны для ознакомления на официальном сайте, на электронной площадке. Взимание платы за предоставление доступа к таким информации и документам не допускается;
  • не позднее 1 часа с момента размещения в ЕИС изменений, внесенных в извещение об осуществлении закупки, разъяснений в положений извещения об осуществлении закупки, извещения об отмене закупки, оператор электронной площадки размещает указанные информацию и документы на электронной площадке, а также направляет с использованием электронной площадки уведомление об указанных изменениях, разъяснениях, извещении всем участникам закупки, подавшим заявки на участие в такой закупке, лицу, направившему запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки;
  • оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки обязаны обеспечить конфиденциальность информации об участнике закупки, направившем информацию и документы, и их содержание до направления таких информации и документов заказчику.

Данные дополнения позволят участникам закупок быть своевременно проинформированными обо всех изменениях в закупках, при нарушении указанных норм возникает ответственность оператора электронной площадки;

  • информация и документы, сформированные и размещенные в ЕИС, хранятся не менее 6 лет после завершения закупки.

Общественные обсуждения

  1. Пунктом 7 ст. 5 Закона № 360-ФЗ конкретизированы основания и процедура проведения общественных обсуждений закупок. Так, общественное обсуждение закупок необходимо в случае проведения конкурсов и аукционов при НМЦК, составляющей 2 миллиарда рублей и более, за исключением случаев:

а) осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд в рамках государственного оборонного заказа;

б) осуществления закупок путем проведения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). 

Конкурентные способы определения поставщиков: главные изменения

  1. Главное изменение в Законе № 44-ФЗ – это внесение изменений в конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и сроков рассмотрения заявок, которые существенно повлияют на планирование заказчиками закупок (п. 9 ст. 5 Закона № 360-ФЗ).

Заказчики при осуществлении закупок должны применять конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее – конкурентные способы). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в ЕИС извещения об осуществлении закупки с описанием объекта закупки и обоснованием НМЦК (п. 27 ст. 5 Закона № 360-ФЗ). При закрытом конкурентном способе - направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) ограниченному кругу лиц.

Конкурентными способами являются:

а) конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее – электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее – закрытый электронный конкурс);

б) аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее – электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее – закрытый электронный аукцион);

в) запрос котировок в электронной форме (далее – электронный запрос котировок).

Из указанного перечня следует, что законодатель полностью отказался от бумажного конкурса, бумажного запроса котировок и электронного запроса предложений. В бумажной форме возможно будет провести только закрытые закупки и закупку у единственного поставщика.

Сроки рассмотрения заявок существенно сократились, что непременно скажется на планирование заседаний комиссий заказчика, чтобы успеть рассмотреть все заявки по нескольким процедурам, однако данные изменения положительно скажутся на поставщике (исполнителе, подрядчике) в связи с возможностью скорого возврата обеспечения.

Типовые контракты

  1. Упразднили в ЕИС библиотеку типовых контрактов. Условия типовых контрактов и типовые условия контрактов, утвержденные до дня вступления в силу Закона № 360-ФЗ, применяются в части, не противоречащей Закону № 44-ФЗ, до утверждения Правительством РФ новых типовых условий контракта (ч. 12 ст. 8 Закона № 360-ФЗ).

Требования к участникам закупки 

  1. В силу подп. «а» п. 17 ст. 5 Закона № 360-ФЗ при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, необходимо применять единые требования к участникам закупки.
  2. При проведении конкурентных способов заказчик обязан установить требование обеспечения заявок на участие в закупке. Заказчик вправе не устанавливать такое требование в случае, если НМЦК не превышает 1 миллион рублей (п. 27 ст. 5 Закона № 360-ФЗ).

При проведении электронных процедур обеспечение заявки на участие в закупке, исполнения контракта, гарантийных обязательств предоставляется одним из следующих способов:

а) путем блокировки денежных средств, внесенных участником закупки на специальный счет;

б) путем предоставления независимой гарантии, соответствующей требованиям ст. 45 Закона № 44-ФЗ.

В силу п. 1 ст. 2 Закона № 360-ФЗ на денежные средства, заблокированные в соответствии с Законом № 44-ФЗ на банковском (специальном) счете участника закупки, не могут быть обращены взыскания по обязательствам участника закупки.

К тому же такое понятие, как банковская гарантия в Законе № 44-ФЗ больше применяться не будет. С 01.01.2022 используется независимая гарантия, что подразумевает возможность выдачи независимых гарантий со сроком действия до 1 месяца не только банками, но и специализированными гарантийными организациями (п. 28 ст. 5 закона № 360-ФЗ).

Изменения существенных условий контракта в силу подп. «б» п. 33 Закона № 360-ФЗ осуществляются  при условии предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения исполнения контракта, если такие изменения влекут возникновения новых обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя), не Путем применения с 01.01.2022 независимой гарантии обеспеченных ранее предоставленным обеспечением исполнения контракта и если при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) требование обеспечения исполнения контракта установлено в соответствии со ст. 96 Закона № 44-ФЗ. При этом:

а) размер обеспечения может быть уменьшен в порядке и в случаях, предусмотренных чч. 7-7.3 ст. 96 Закона № 44-ФЗ;

б) обеспечение контракта может быть предоставлено путем внесения соответствующих изменений в условия ранее предоставленной заказчику независимой гарантии;

г) если обеспечение исполнения контракта осуществляется путем предоставления новой независимой гарантии, возврат заказчиком ранее предоставленной ему независимой гарантии предоставившему ее гаранту не осуществляется, взыскание по ней не производится, заказчик признается отказавшимся от своих прав по ранее предоставленной независимой гарантии, обязательство гаранта перед заказчиком по ранее предоставленной независимой гарантии прекращается с момента выдачи новой независимой гарантии.

Внесение изменений в существенные условия контракта

  1. В силу подп. «а» п. 33 ст. 5 Закона № 360-ФЗ допускается внесение изменений в существенные условия контракта, даже если это не прописано в контракте. Государственным и муниципальным заказчикам как получателям бюджетных средств изменения в существенные условия контракта могут быть осуществлены в пределах доведенных в соответствии с бюджетным законодательством РФ лимитов бюджетных обязательств на срок исполнения контракта.
  2. В соответствии с подп. «б» п. 33 ст. 5 Закона № 360-ФЗ при изменении срока контракта по соглашению сторон устанавливается новый срок возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, а также при уменьшении цены контракта заказчик возвращает поставщику (подрядчику, исполнителю) денежные средства в размере, пропорциональном размеру такого уменьшения цены контракта.

Расторжение контракта и обжалование

  1. Согласно подп. «г» п. 33 ст. 5 Закона № 360-ФЗ соглашение о расторжении контракта, заключенного по результатам электронных процедур, закрытых электронных процедур, заключается с использованием ЕИС.
  2. С 01.01.2022 заказчику необходимо применять существенные изменения, внесенные в порядок расторжения контракта в одностороннем порядке.

В силу подп. «д», «е» п. 33 ст. 5 Закона №360-ФЗ в случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

а) заказчик с использованием ЕИС формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в ЕИС;

б) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее 1 часа с момента его размещения в ЕИС автоматически с использованием ЕИС направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения такого решения в ЕИС в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

в) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В случае отмены заказчиком не вступившего в законную силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, размещенного в ЕИС, заказчик не позднее 1 дня, следующего за днем такой отмены, формирует с использованием ЕИС извещение об отмене решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его и размещает такое извещение в ЕИС.

Аналогичные действия в ЕИС предусмотрены при принятии решения об одностороннем отказе от исполнения контракта со стороны поставщика (подрядчика, исполнителя).

  1. Заказчик в день вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона № 44-ФЗ обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в РНП (подп. «и» п. 33 ст. 5 Закона № 360-ФЗ).

В обращении необходимо указать полное и сокращенное наименование поставщика (подрядчика, исполнителя) и номер реестровой записи в едином реестре участников закупок (подп. «б» п. 37 ст. 5 Закона № 360-ФЗ). 

  1. Расширился функционал ЕИС в части возможности электронного обжалования участником закупки. Кроме того, участник закупки вправе отозвать с использованием ЕИС поданную им жалобу до даты ее рассмотрения (пп. 39, 40, ст. 5 закона № 360-ФЗ).

Таким образом, данные изменения в Закон № 44-ФЗ, которые вступают в силу с 01.01.2022, существенно повлияют на дальнейшую работу заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) при организации закупок.

Как работать с изменениями в 44-ФЗ

Чтобы получить подробные разъяснения по новшествам, воспользуйтесь доступом к КонсультантПлюс на 3 дня бесплатно. В системе есть готовые решения, которые помогут избежать штрафов и принять решение в любой ситуации.

Доступ на 3 дня

#Юрист #Бюджетник #Госзакупки, Гособоронзаказ #Юридические вопросы

В избранное PDF

Уведомления