Изменения в ЭЦП и МЧД с 1 сентября | Аскон

Главная > Аскон-Навигатор > Статьи > С 1 сентября 2024 года начнут действовать изменения в...

С 1 сентября 2024 года начнут действовать изменения в электронной подписи – почему готовиться нужно уже сейчас


автор статьи, консультант Аскон по юридическим вопросам

Изменения по электронной подписи должны были вступить в силу 1 сентября 2023 года. Но срок перенесли на 12 месяцев – до 1 сентября 2024 года (Федеральный закон от 04.08.2023 N 457-ФЗ), чтобы бизнес успел перестроиться на новый формат работы. Сейчас действует переходный период по использованию организациями и ИП квалифицированной электронной подписи без применения машиночитаемой доверенности.

Расскажем об изменениях с 1 сентября и о том, как к ним готовиться. 

Для справки: ЭП в вашей работе

Электронная подпись (далее – ЭП) — это цифровой аналог собственноручной подписи, с помощью которого можно подписывать электронные документы. Такая подпись гарантирует, что документ исходит от конкретного лица, а также то, что в него не вносились изменения с момента его подписания.

С технической точки зрения, электронная подпись представляет собой определенную информацию в электронной форме, которая присоединяется к подписываемой информации (п. 1 ст. 2 Закона об электронной подписи). На документе электронная подпись может выглядеть как набор символов, штамп с подписью и печатью или же вовсе быть невидимой.

Иногда электронной подписью называют материальный носитель, который выдается владельцам усиленных электронных подписей. Чаще всего это USB-флешка.

С помощью электронных подписей можно значительно упростить и ускорить документооборот. В связи с этим их широко применяют в самых разных областях, в частности:

  • для сдачи отчетности в электронном виде (например, в налоговую, СФР);
  • подачи документов в суд;
  • участия в электронных торгах;
  • получения госуслуг;
  • организации документооборота внутри организации, а также с ее контрагентами (например, для подписания договоров с ними).

В большинстве случаев закон требует использовать усиленную квалифицированную подпись. Неквалифицированная подпись в основном применяется во внутреннем документообороте организации, а также во взаимоотношениях с контрагентами.

Что изменится в вашей работе с 1 сентября 2024 года

Юрлица и ИП с 01.09.2024 смогут применять исключительно квалифицированную ЭП (КЭП) и квалифицированный сертификат, которые выдает удостоверяющий центр. Удостоверяющие центры работают на базе:

  • ФНС России;
  • Федерального казначейства – выдает КЭП государственным органам и органам местного самоуправления, а также организациям, определенным Правительством РФ;
  • Банка России - выдает КЭП кредитным организациям, операторам платежных систем и некоторым другим лицам.

Изменяется также правила подписания документов работниками. С 01.09.2024 представителю для использования своей ЭП (КЭП) потребуется машиночитаемая доверенность. Представителям, у которых срок действия ЭП истекает в период с 01.09.2023 по 31.08.2024, машиночитаемая доверенность потребуется со дня, следующего за днем прекращения срока действия ЭП.

Где и как получить КЭП по новым правилам

В бесплатном порядке квалифицированный сертификат можно получить в Удостоверяющем центре Банка России и Казначействе РФ.

Юрлица и ИП могут получить КЭП в удостоверяющем центре ФНС также бесплатно.

Как работаем в переходный период

Период до 1 сентября 2024 года – переходный. Закон позволяет в это время использовать как действующие ЭП коммерческого УЦ, так и ЭП, выданные налоговой, казначейством и ЦБ РФ.

До 01.09.2024 работники при заверении электронных документов организации могут выбирать: пользоваться прежней подписью юрлица для работника или личной подписью физлица с машиночитаемой доверенностью (далее – МЧД).

Для справки: как оформить МЧД

Такую доверенность, например, можно сформировать через сервис 1С-Отчетность (portal.1c.ru/applications/1C-Reporting). После регистрации сведения о работнике, на которого была оформлена МЧД, будут добавлены в учетную запись электронного документооборота (ЭДО) с сертификатом электронной подписи и номером оформленной доверенности. В строке состояния статус МЧД примет значение: Зарегистрировано. Доверенность готова к использованию. 

Что сделать сейчас - советы для руководителей юрлиц и ИП

Если вы уже получили электронную подпись ФНС (Центробанка / Казначейства).

Значит, вы готовы к работе по обновленному законодательству - используйте эту подпись и обновляйте ее своевременно.

Теперь нужно помочь сотрудникам:

  • обеспечить их подписями юрлиц. Подойдет, если сотрудники работают на порталах, которые еще не принимают МЧД (ЕГАИС, Росреестр, ФТС, Федресурс, ФГИС Зерно, ГИИС ДМДК, ЕИС, электронные торговые площадки и т.д.);
  • обеспечить их подписями физлиц и выдать МЧД. Подойдет для порталов, которые принимают МЧД (ФНС, ФСС, системы ЭДО с контрагентами).

Еще не получили электронную подпись в ФНС (Центробанке / Казначействе).

После 01.09.2023 руководителям юрлиц и ИП запрещено пользоваться сертификатом коммерческого УЦ. Действующие ЭП, выданные не ФНС (Центробанком / Казначейством), с 01.09.2023 прекратили свою работу автоматически. Поэтому следует лично обратиться в ФНС России (Центробанк / Казначейство), предоставив:

  • паспорт;
  • СНИЛС;
  • токен.

Токен – это носитель, внешне напоминающий флешку. Но в отличие от обычной флешки информация на токене защищена. Токен налогоплательщик обязан приобрести самостоятельно до момента обращения в ФНС России.

Обратите внимание: токен должен быть сертифицированным, то есть принимают модели, прошедшие оценку безопасности в ФСТЭК или ФСБ.

Для записи ЭП подходят следующие модели токенов: Руктокен Лайт, S и ЭЦП 2.0, 3.0,; JaCarta-2 SE и ГОСТ; Есмарт.

Можно ли получить ЭЦП по доверенности?

Получение ЭЦП по доверенности невозможно, так как получение КЭП по доверенности законодательством не предусмотрено.

Если у руководителя юрлица отсутствует возможность лично явиться для получения ЭП, рекомендуем своевременно (до 01.09.2024) оформить ЭП на работников и обеспечить получение такими работниками личных ЭП.

Что еще нужно знать о новых правилах руководителю юрлица или ИП

По новым правилам КЭП не получится скопировать в реестр или на другую флешку. Это и правильно, ведь электронная подпись – аналог рукописной.

Поместить на токен одновременно сертификаты нескольких разных ИП или руководителей юрлица тоже не получится. Такое возможно только для одного владельца разных организаций. Например, директор ООО сможет записать на токен КЭП для компании и своего ИП.

Итого:

В переходном периоде с 1 сентября 2023 по 31 августа 2024 года юрлица и ИП могут подписывать электронные документы любым из двух способов:

  • действующей подписью доверенного лица от коммерческого аккредитованного удостоверяющего центра;
  • подписью работника (как ЭЦП физического лица, так ЭЦП представителя по доверенности) при наличии у него доверенности, в том числе МЧД, от УЦ ФНС, Центробанка, Казначейства.

До 01.09.2024 работники при заверении электронных документов организации могут выбирать: пользоваться прежней подписью юрлица для работника или личной подписью физлица с МЧД.

С 01.09.2023 подписи коммерческих УЦ для юрлиц и ИП перестали действовать, а для подписания документов работнику с 01.09.2024 понадобится только его личная подпись физлица с МЧД.

Еще по теме в КонсультантПлюс:

#Бухгалтер #Бухгалтерский и налоговый учет

В избранное PDF

Уведомления