Регуляторная гильотина в действии: новые требования к труду водителе | Аскон

Главная > Аскон-Навигатор > Статьи > Регуляторная гильотина в действии: новые требования к...

Регуляторная гильотина в действии: новые требования к труду водителей


автор статьи, консультант Аскон по трудовому праву

Обеспечение реализации положений Федерального закона от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" нашло свою реализацию в значительных изменениях регулировании труда водителей транспортных средств.

В частности, были актуализированы:

  • Особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей транспортных средств.
  • Правила перевозок грузов автомобильным транспортом.
  • Документы перевозок и движения транспортного средства.
  • Правила по охране труда водителей транспортных средств.
  • Периодические медосмотры.
  • Требования к квалификации водителей транспортного средства.

Утратил силу Приказ Минтранса России от 08.08.2018 N 296 "Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств". 

Особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей 

Начнем с Приказа Минтранса России от 16.10.2020 N 424 "Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей".

Документ большой и касается только водителей автомобилей, управление которыми входит в их трудовые обязанности, и водителей автомобилей, являющихся индивидуальными предпринимателями, управляющими транспортным средством самостоятельно.

Приказом определено существенное количество измеряемых сведений о рабочем и нерабочем времени. Особую ценность представляет определение занятости и ее продолжительности, включаемую в рабочее время:

  • время управления автомобилем,
  • время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем,
  • время работы, не связанной с управлением автомобиля.

Кроме рабочего времени в Приказе отражено время отдыха и перерывов, не включающее время специальных перерывов:

  • перерыв для отдыха и питания, предоставляемые в течение рабочего дня (смены),
  • ежедневный (междусменный) непрерывный отдых,
  • еженедельный отдых.

Новшества определили изменения в процедуре учета рабочего времени, в том числе и с использованием суммированного учета рабочего времени.

С 1 января Постановлением Правительства РФ от 20.12.2019 N 1733 "О внесении изменений в Правила дорожного движения Российской Федерации" изменились нормы времени вождения и отдыха водителей автобусов или грузовиков с максимально разрешенной массой более 3,5 т. Соблюдение новых норм будет контролироваться тахографом.

Новые правила перевозок грузов и новые документы

Изменения перевозок грузов автомобильным транспортом и регулирования труда водителей, управляющих грузовым транспортом, определены Постановлением Правительства РФ от 21.12.2020 N 2200 "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации".

Требования Правил устанавливают порядок организации перевозок различных видов грузов автомобильным транспортом, обеспечения сохранности грузов, транспортных средств и контейнеров, а также условия перевозок грузов и предоставления транспортных средств для таких перевозок. Особого внимания требуют вводимые Постановлением виды документов, например, транспортная накладная, позволяющая закрепить выполнение обязанностей экспедитора и внести иные сведения обо всех участниках перевозки.

Также актуализирован порядок заполнения путевых листов, установленный Приказом Минтранса России от 11.09.2020 N 368 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов". Новый порядок определяет обязательность реквизита и возможность внесения нужных работодателю сведений.

Важно, что в сведениях о транспортном средстве отражают его тип, марку, модель, информацию о прицепе при его наличии, пробег, дату и время обязательного контроля техсостояния, дату и время выпуска на линию и время возвращения, а сам документ оформляется на каждый автомобиль. Эти сведения нужны для учета расходов на содержание транспортного средства и для иных целей финансового и иного учета.

Изменения в правилах по охране труда водителей

Новации в режиме рабочего времени водителей и в документировании перевозок сопровождались изменениями в охране труда на автомобильном транспорте (Приказ Минтруда России от 09.12.2020 N 871н "Об утверждении Правил по охране труда на автомобильном транспорте").

Изменения в охране труда коснулись работодателей - юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм и физических лиц (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями). Их необходимо применять при организации и осуществлении работ, связанных с эксплуатацией, техническим обслуживанием, ремонтом и проверкой технического состояния транспортных средств.

На основе Правил и требований технической (эксплуатационной) документации организации-изготовителя транспортных средств работодатель разрабатывает и утверждает инструкции по охране труда для работников и видов выполняемых работ (при наличии таковых на предприятии).

Утверждение происходит локальным нормативным актом работодателя с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа либо иного уполномоченного работниками представительного органа (при наличии).

Изменение правил охраны труда обязывает работодателя провести обучение и инструктаж по охране труда, для чего необходимо:

  • Провести внеплановое обучение по охране труда руководителей организации и членов комиссии по охране труда.
  • Провести внеочередную проверку знаний в объеме новых правил по охране труда при выполнении работником его трудовой функции, при выполнении работ на оборудовании с оформлением соответствующих документов.

Периодические медосмотры

В продолжение изменений в охране труда 01.04.2021 вступает в силу Приказ Минздрава России от 28.01.2021 N 29н "Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры".

Изменяется порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, не только занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, но и трудящихся на работах, связанных с движением транспорта и проч. В этом приказе сложно выделить ключевые нормы, ибо изменений много и все они определяют действие одного или другого работодателя. 

Требования к квалификации водителей

Помимо внеочередного обучения по охране труда Приказом Минтранса России от 31.07.2020 N 282 "Об утверждении профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 2 статьи 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения внесены изменения в профессиональные и квалификационные требования, предъявляемые при осуществлении перевозок к следующим работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей:

  • водитель легкового автомобиля;
  • водитель грузового автомобиля;
  • водитель автобуса;
  • водитель троллейбуса;
  • водитель трамвая;
  • контролер технического состояния транспортных средств;
  • контролер технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта;
  • специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения;
  • консультант по вопросам безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом.

Актуализация и восполнение недостающих профессиональных квалификационных требований осуществляется образовательной организацией, реализующей основные программы профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих (ст. 12  Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").

Обучение проходит счет средств работодателя, т.к счет средств работодателя, т.к. это обучение обеспечивает безопасность дорожного движения и проводится для целей хозяйственной деятельности юридического лица (ст. 196 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ).

В рамках "регуляторной гильотины" утрачивает силу Приказ Минтранса России от 08.08.2018 N 296 "Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств". В настоящее время разработан проект аналогичного приказа Минтранса России.

Согласно проекту предполагается, что контроль будет проводиться во время подготовки транспортного средства к выполнению водителем или группой водителей одного или нескольких рейсов в течение одного или нескольких рабочих дней с оформлением одного путевого листа. Как и прежде, предусматривается фиксация результатов контроля в журнале регистрации. При этом из обязательных реквизитов журнала планируется исключить фамилию, имя и отчество водителя (Постановление Правительства РФ от 26.10.2020 N 1742). А значит, действие регуляторной гильотины облегчает работодателю исполнение законодательных требований.

Образовательное мероприятие по теме

Семинар в записи "Актуальные изменения трудового законодательства"

Лектор: Самусевич Тамара Николаевна, специалист по вопросам применения трудового законодательства, по бухгалтерскому учету и налогообложению заработной платы. Аттестованный главный бухгалтер. Эксперт по проведению независимой оценки квалификации. Более 20 лет практики в сфере бухгалтерского учета и кадрового делопроизводства. Разработчик курсов и учебных материалов.

#Юрист #Специалист по кадрам #Бюджетник

В избранное PDF

Уведомления