Ежегодно Минфин России публикует рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций. Не стал исключением 2019 год. Рекомендации изданы и содержат ряд принципиальных положений, касающихся проведения аудита и составления бухгалтерской отчетности за 2019 год (приложение к письму Минфина России от 27.12.2019 N 07-04-09/102563).
Годовая отчетность - рекомендации аудиторам
Разъяснения Минфина подготовлены с учетом обобщения практики применения законодательства РФ об аудиторской деятельности и бухгалтерском учете. Они актуальны для аудиторов и для специалистов бухгалтерии, которые непосредственно участвуют в подготовке бухгалтерской отчетности. Определены вопросы, на которые необходимо обратить особое внимание при проведении аудита, в числе которых:
- независимость и деловая репутация аудиторской организации;
- правила внутреннего контроля в целях применения Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон 115-ФЗ);
- применение принципа существенности при планировании и проведении аудита бухгалтерской отчетности.
Минфин в своих рекомендациях делает акцент на независимость аудитора. Он отмечает, что «независимость аудиторской организации, аудитора заключается в отсутствии имущественной, родственной или иной зависимости аудиторской организации, аудитора от аудируемого лица, его учредителей (участников), руководителей и иных должностных лиц, а также других лиц (в случаях, предусмотренных федеральными законами)». С 1 марта 2020 года будет действовать новая редакция Правил независимости аудиторов и аудиторских организаций.
Особое место в рекомендациях занимает тема противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма (ПОД/ФТ). Это связано с усилением контроля со стороны государства и банков за сомнительными операциями организаций и ИП, с повышением ответственности аудиторов и лиц, оказывающих бухгалтерские услуги, в вопросе пресечения незаконной деятельности.
С 2019 года в связи с вступлением в силу Федерального закона от 18.03.2019 N 33-ФЗ уточнены и конкретизированы обязанности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, а также лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг, в системе ПОД/ФТ (Информационные сообщения Минфина России от 10.04.2019 N ИС-аудит-29 и от 12.04.2019 N ИС-учет-17).
В ситуации, когда при проверке у аудитора появляются основания полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица осуществляются или могут быть осуществлены в целях ПОД/ФТ, он обязан уведомить об этом Росфинмониторинг (Информационное письмо Росфинмониторинга от 23.11.2018 г. N 56, Информационное сообщение Минфина России от 07.12.2018 N ИС-аудит-25). Это в равной степени распространяется на лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг (Статьи 7, 7.3 и 7.5 Закона 115-ФЗ).
Годовая отчетность – что учесть бухгалтеру
В рекомендациях Минфин разъясняет порядок сдачи бухгалтерской отчетности за 2019 год вместе с аудиторским заключением.
Начиная с отчетности за 2019 год, представлять бухгалтерскую отчетность нужно в налоговую инспекцию только в электронном виде (ч. 3 ст. 18 Закона N 402-ФЗ, пп.4 п. 1 Закона N 444-ФЗ). В течение 2020 года сдать отчетность на бумаге могут субъекты малого предпринимательства. Электронная бухочетность будет включена в государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее - ГИРБО).
Обязательный экземпляр бухотчетности представляется в налоговый орган не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода (ч. 5 ст. 18 Закона N 402-ФЗ). Если бухгалтерская отчетность подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляется в электронном виде вместе с такой отчетностью либо в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным (ч. 5 ст. 18 Закона N 402-ФЗ).
Минфин уточняет, что аудиторское заключение (вместе с годовой бухгалтерской отчетностью, в отношении которой проведен аудит), выпущенное до даты представления обязательного экземпляра годовой бухгалтерской отчетности, надо сдать в налоговую инспекцию вместе с проаудированной отчетностью. Таким образом, до 31 марта 2020 года надо представить в налоговую инспекцию аудиторское заключение, уже составленное к этой дате.
Аудиторское заключение в отношении отчетности за 2019 год, датированное после 31 марта 2020 года, представляется в налоговый орган в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря 2020 года. В этом случае к аудиторскому заключению надо приложить сопроводительное письмо. Последнее передается в виде электронного документа с применением формата, утвержденного приказом ФНС России от 18 января 2017 г. N ММВ-7-6/16@ "Об утверждении формата документа, необходимого для обеспечения электронного документооборота в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах". В соответствии с приказом ФНС России от 13 ноября 2019 г. N ММВ-7-1/570@ для представления аудиторского заключения в виде электронного документа применяется формат PDF.
Порядок представления годовой бухгалтерской отчетности и ее электронный формат утверждены приказами ФНС России соответственно от 13.11.2019 г. N ММВ-7-1/569@ и от 13.11.2019 г. N ММВ-7-1/570@. Российским законодательством не предусмотрено представление в ГИРБО консолидированной финансовой отчетности.
Список сложных вопросов - проверьте свой отчет
Традиционно в своих рекомендациях Минфин анализирует отдельные вопросы составления бухгалтерской отчетности, наиболее актуальные за отчетный период.
В 2019 году организации должны были применять новую редакцию ПБУ 3/2006. Так, по новым правилам, в случае отсутствия официального курса ЦБ РФ пересчет стоимости актива или обязательства, выраженной в иностранной валюте, в рубли производится по кросс-курсу соответствующей валюты, рассчитанному исходя из курсов иностранных валют, установленных ЦБ РФ. В рекомендациях Минфин указывает, что обязанность использовать какой-либо определенный источник в целях получения кросс-курса отсутствует. Это могут быть информационные системы Reuters или Bloomberg (Приложение к Письму Минфина России от 27.12.2019 N 07-04-09/102563, Письмо Банка России от 14.01.2010 N 6-Т).
Кроме того, изменения были внесены:
- в ПБУ 13/2000 приказом Минфина России от 4 декабря 2018 г. N 248н (Информационное сообщение ИС-учет-16);
- в ПБУ 16/02 приказом Минфина России от 5 апреля 2019 г. N 54н (Информационное сообщение ИС-учет-19);
- в ПБУ 18/02 приказом Минфина России от 20 ноября 2018 г. N 236н (Информационное сообщение ИС-учет-13).
Но в 2019 году новую редакцию выше указанных ПБУ можно было применять добровольно, а с 2020 года это становится обязательно.
В случае, если организация приняла решение досрочно, с 1 января 2019 г., применять ПБУ 18/02 в новой редакции, то в годовой бухгалтерской отчетности за 2019 г. показатели, характеризующие налог на прибыль, должны раскрываться в отчете о финансовых результатах с учетом изменений, внесенных приказом Минфина России от 19.04.2019 г. N 61н.
Кроме того, организация могла принять решение досрочно, с 1 января 2019 г., применять ФСБУ 25/2018 "Бухгалтерский учет аренды", утвержденный приказом Минфина России от 16.10.2018 г., а обязательное применение его предусмотрено с бухгалтерской отчетности за 2022 год. Если организация не воспользовалась правом применять ФСБУ 25/2018 досрочно, с 1 января 2019 г., то при составлении годовой бухгалтерской отчетности за 2019 г. арендные отношения в бухучете отражаются по-старому. Т.е. формирование информации об объектах, возникающих при заключении договора аренды и получении (предоставлении) имущества, должно производиться в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденными до 1 января 2013 г.
Добровольное применение новых стандартов бухгалтерского учета необходимо раскрыть в годовой бухгалтерской отчетности.
В разъяснениях Минфин затронул вопрос отражения в учете распределения и выплаты дивидендов. В частности, в Отчете о движении денежных средств в разделе "Денежные потоки от финансовых операций" выплата дивидендов (иных платежей по распределению прибыли в пользу собственников (участников)) отражается в сумме, включающей сумму налога на прибыль или НДФЛ.
В рекомендациях Минфин напоминает о возможности познакомиться с важными материалами по бухучету на сайте Минфина России. Это может быть особенно актуально в период реформирования бухгалтерского учета в РФ, когда периодически появляются новые документы и разъяснения. Своеобразным переходным периодом в реформе будет 2020 год. С отчетности за 2020 год все организации должны будут сдавать только электронную годовую отчетность.