Как составить претензию контрагенту | Аскон

Главная > Аскон-Навигатор > Статьи > О претензиях контрагентам

1337 Горячая тема В избранное PDF

О претензиях контрагентам


автор статьи, консультант Аскон по юридическим вопросам

Несмотря на то, что термин «претензия» знаком всем и с досудебным порядком урегулирования спора путем предъявления претензии сталкиваются многие, далеко не каждый умеет грамотно ее составить и правильно предъявить. При этом претензия – это важный юридически значимый документ, являющийся инструментом для защиты интересов и нарушенных прав.

В каждом без исключения случае ненадлежащего исполнения контрагентом своих обязательств, будь то продавец, поставщик, подрядчик и др., у второй стороны к такому контрагенту возникает претензия. Претензия по своей сути – это выражение недовольства, а в правовом смысле – это требование устранить обстоятельства, нарушившие права заявителя претензии. Поэтому, если оставшаяся недовольной сторона гражданских правоотношений рассчитывает на устранение таких обстоятельств, то она должна предъявить контрагенту письменную претензию.

Что обязательно указать в претензии

Зачастую предъявление претензии является действенным способом защиты нарушенных прав, позволяющим избежать судебного спора. Но, как правило, шансы на успех в разы увеличиваются, если претензия предъявлена своевременно и при этом изложена четко и обоснованно. Таким образом, как показывает практика, к предъявлению претензии необходимо относиться со всей серьезностью, поскольку претензия – это не просто письмо с недовольством и пожеланиями. Претензия – это документ, которым в случае ее неудовлетворения контрагентом, истец подкрепляет свои исковые требования. Поэтому при составлении претензии необходимо соблюдать следующую структуру изложения.

Во-первых, текст претензии должен содержать указание на обстоятельства, послужившие основанием для ее предъявления. Например, если получен товар ненадлежащего качества, то необходимо конкретизировать какой именно товар, в каком количестве, на какую сумму, какие именно характеристики данного товара не соответствуют условиям сделки и в чем это несоответствие заключается.

Далее текст претензии должен содержать требование об устранении обстоятельств, послуживших основанием для ее предъявления, с учетом норм действующего законодательства и условий сделки (в нашем примере, в сделке, в результате которой получен товар).

Кроме того, в претензии целесообразно указать все необходимое для удовлетворения изложенного требования. Например, если претензия содержит требование о замене товара, то целесообразно описать где, когда, каким способом должна быть произведена такая замена. Если речь идет о денежном требовании, то очень важно указать банковские реквизиты для перечисления денег, чтобы контрагент был лишен возможности заявить, что он был готов перечислить деньги, но не знал куда.

Завершить претензию можно следующей фразой: «Если требования настоящей претензии не будут удовлетворены в установленный срок, будем вынуждены обратиться в суд за защитой своих интересов с отнесением судебных расходов на ваш счет».

В том случае, когда законом предусмотрен обязательный претензионный (досудебный) порядок урегулирования спора, то при составлении претензии предварительно необходимо определить, с каким исковым требованием заявитель пойдет в суд в том случае, если претензия не будет удовлетворена контрагентом.

Это необходимо в связи с тем, что если в претензии будет изложено одно требование (например, о расторжении договора), а в иске иное (например, о признании сделки недействительной), то суд сочтет претензионный порядок не соблюденным, а значит не будет рассматривать исковое заявление. Например, в Постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 02.11.2016 N Ф09-10483/16 по делу N А47-5641/2016 указано, что представленное истцом письмо обоснованно не принято судом первой инстанции в качестве соблюдения обязательного досудебного порядка урегулирования спора, поскольку данное письмо содержит иное требование, предъявленное к ответчику. Аналогичный вывод содержится в Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23.06.2020 N Ф07-5277/2020 по делу N А56-133991/2018.

Таким образом, предмет заявленных исковых требований должен быть тождественен требованиям претензии.

Это, кстати, не значит, что если в претензии предъявлена к уплате контрагентом одна сумма, то в иске нельзя указать больше или меньше.

Что касается взыскиваемых сумм, то можно. Например, из-за изменения периода просрочки исполнения обязательств. Примечательно по данному поводу высказался Арбитражный суд Уральского округа. Так, в Постановлении от 21.04.2020 N Ф09-1490/20 по делу N А07-25440/2019 суд указал: «...Как верно отмечено судом апелляционной инстанции, предмет заявленных исковых требований тождественен требованиям претензии, и несоответствие между суммами, указанными в претензии и в иске, не может являться основанием для вывода о несоблюдении истцом претензионного порядка».

Как правильно отправить претензию контрагенту

Определившись с текстом претензии, очень важно предъявить её надлежащему лицу. Адресатом претензии должно являться именно то лицо, которое в суде будет являться ответчиком. Это иногда не просто определить, например, когда товар получен со склада филиала или иного обособленного подразделения юрлица, либо куплен в магазине, принадлежащем индивидуальному предпринимателю.

В любом случае, претензию следует направлять не в филиал или магазин, а непосредственно юридическому лицу (или индивидуальному предпринимателю), предварительно проверив адрес его местонахождения в сведениях из ЕГРЮЛ на сайте www.nalog.ru в разделе «риски бизнеса: проверь себя и контрагента».

Если контрагент находится далеко или отказывается получить претензию при личном вручении, то ее следует отправить почтовым отправлением ценным письмом с описью вложений. Почтовая квитанция – это доказательство об отправке такого письма при предъявлении иска в суд. Как следует из положений статьи 165.1 ГК РФ, заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Таким образом, сообщения, доставленные по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.

Как правило, в обоснование своих требований к претензии необходимо приложить соответствующие документы. Однако во избежание утраты таких документов целесообразно приложить не их оригиналы, а надлежаще заверенные копии, то есть четкие ксерокопии документов, подписанные уполномоченным лицом, с указанием его должности, фамилии и инициалов и заверенные печатью при ее наличии. Оригиналы документов нет необходимости прикладывать даже к исковому заявлению. Достаточно взять их в суд и предъявить на обозрение по требованию суда.

И вот еще, на что хотелось бы обратить внимание.

В случае, когда законом предусмотрено обязательное досудебное урегулирование спора, предъявить иск в суд можно только после получения ответа на претензию или по истечении установленного законом или договором срока для ответа на нее. В противном случае суд признает претензионный порядок несоблюденным и не примет иск к рассмотрению. Президиум Верховного Суда РФ в своем обзоре судебной практики от 22.07.2020 г. в п. 8 указал: «Арбитражному суду следует возвратить исковое заявление на основании п. 5 ч. 1 ст. 129 АПК РФ, если ко дню обращения лица в суд (направление искового заявления по почте, подача документов в канцелярию суда, подача документов посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") не истек установленный законом или договором срок досудебного порядка урегулирования спора и отсутствует ответ на претензию».

А вот получателю претензии необходимо иметь в виду, что если не давать ответ на претензию или дать его не вовремя, то при рассмотрении предъявленного иска суд, руководствуясь частью 1 статьи 111 АПК РФ, может возложить на ответчика (адресата претензии) судебные расходы, независимо от исхода дела. Например, в Определением Верховного Суда РФ от 19.08.2019 N 301-ЭС19-12785 по делу N А17-8693/2017 было отказано в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного суда РФ по жалобе на судебный акт, которым судебные расходы отнесены на ответчика в связи с тем, что он, получив претензию истца, на нее не ответил. Вынося данный вердикт суд указал, что в случае ответа на претензию и урегулирования спора в досудебном порядке (с учетом того, что общество погасило долг в процессе рассмотрения дела) сторонам удалось бы избежать несения судебных расходов, поэтому в силу ст. 111 АПК РФ данные расходы подлежат отнесению на ответчика.

Подытоживая вышеизложенное, приходим к выводу, что для предъявления претензии требуется знание определенных законом правил, но обладая этими знаниями гораздо легче защитить свои интересы и права.


Образовательное мероприятие по теме

Рекомендуем вам семинар "Актуальные вопросы договорного права в судебно-арбитражной практике" (VII всероссийская мультипрофессиональная конференция "Территория права").

Лектор: И. О. Подвальный, помощник председателя Санкт-Петербургского городского суда.

Уведомления