Налоговые проверки в 2020 году | Аскон

Главная > Аскон-Навигатор > Статьи > Налоговые проверки в 2020 году

2461 Горячая тема В избранное PDF

Налоговые проверки в 2020 году


автор статьи, консультант по бухгалтерскому учету и налогообложению

Статья обновлена 18.11.2020

События, происходящие в 2020 году в связи с распространение новой коронавирусной инфекции, внесли немало изменений в привычный ритм жизни, в том числе это касается мероприятий налогового контроля.

В апреле появилось Постановление Правительства РФ от 02.04.2020 N 409 (далее – Постановление N 409), которым были установлены меры поддержки бизнеса в сложной экономической ситуации, а также определены правила взаимоотношения налоговых органов и налогоплательщиков. 

Изначально меры поддержки были рассчитаны на 6 месяцев. Но текущая ситуация показывает, что пандемия продолжается и бизнес по-прежнему не может вернуться к полноценной работе.

В связи с этим Правительством РФ были внесены поправки в Постановление N 409, предусматривающие дополнительный перенос срока уплаты налогов для наиболее пострадавших налогоплательщиков (Постановление Правительства РФ от 07.11.2020 N 1791, далее - Постановление N 1791).

Новая отсрочка по уплате налогов

Согласно нововведениям еще на 3 месяца продлили срок уплаты налогов (кроме НДС, НПД, "агентских" налогов) и авансов по ним за март и I квартал 2020 года, а также страховых взносов за март 2020 г.

Однако дополнительная отсрочка распространяется не на все компании и ИП, кто включен в реестр СМСП по состоянию на 1 марта 2020 года и трудится в отраслях, наиболее пострадавших от распространения коронавируса (Постановление N 431). Она только для включенных в реестр и занятых в сферах экономики, поименованных в новом приложении к Постановлению N 409.

Например, согласно новой редакции Постановления N 409 субъект малого предпринимательства, работающий в гостиничном бизнесе и имеющий правильный основной ОКВЭД может платить авансовый платеж по налогу на прибыль за 1 квартал 2020 года до 28 января 2021 года или по 1/12 от этой сумма в течение 12 месяцев (февраль 2021 г. - январь 2022 г.). А автоперевозки, непродовольственная розница и СОНКО новую отсрочку получить не смогут.

Новое в уплате налогов на 2021 год

С начала 2021 года изменятся банковские счета Казначейства в подразделениях расчетной сети Центробанка. ФНС России разъясняет нюансы заполнения платежных поручений на уплату налогов и взносов в Письме от 08.10.2020 N КЧ-4-8/16504. При заполнении платежек особого внимания требует заполнение реквизита 17 - "Номер счета получателя средств". Следует учитывать, что до конца апреля 2021 года будут действовать и открытые сейчас счета и новые. А с 1 мая 2021 года останутся только новые.

Если отчетность сдана с опозданием

Вместе с переносом сроков уплаты налогов для отдельных категорий налогоплательщиков Постановлением N 1791 не были перенесены сроки предоставления отчетности и не введен мораторий на налоговые проверки, как это было весной. За нарушение сроков сдачи отчетности налогоплательщик может быть оштрафован по ст. 119 НК РФ, кроме того, возможно приостановление операций по счетам в банках и переводов электронных денег (пп. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ).

С июля 2021 года изменится порядок блокировки счетов организации за несвоевременное представление отчетности в ИФНС (п. 5 ст. 1 Федерального закона от 09.11.2020 № 368-ФЗ). В частности, с 10 до 20 дней будет увеличено время просрочки с представлением деклараций, после которого налоговые органы смогут приостановить расходные операции по банковским счетам. Кроме того, налоговики смогут уведомлять налогоплательщиков о предстоящей блокировке не позднее, чем за 14 рабочих дней до принятия решения о блокировке.

Встречные проверки

В 2020 году в отношении встречных проверок надо учитывать новые нормы НК РФ. Согласно нововведениям, проверяющие вправе затребовать документы (информацию) об имуществе или имущественных правах контрагента, если он не исполнил решение о взыскании недоимки на сумму более 1 млн руб. в течение 10 дней с даты его принятия и сам не представил затребованные документы (информацию) о своем имуществе, имущественных правах и обязательствах в течение 10 дней со дня получения требования (п. 2.1 ст. 93 НК РФ). Ранее встречка проводилась только при проведении налоговой проверки у нашего контрагента или по конкретной сделке (п. 1 и п. 2 ст. 93.1 НК РФ).

Нередко споры, связанные со встречными проверками, доходят до суда. Совсем недавно АС Северо-Западного округа рассмотрел два похожих спора. В обоих налогоплательщики ссылались на то, что требование представить документы о контрагенте незаконно потому, что в нем либо не указано мероприятие налогового контроля, либо указано "вне рамок налоговых проверок". Суд посчитал, что применение штрафных санкций за непредставление документов по таким требованиям законно. Как указал суд, в НК РФ нет запрета истребовать документы у контрагента вне рамок налоговых проверок, например, с целью проверить первичные документы либо выявить риски налоговых правонарушений (Постановления АС Северо-Западного округа от 15.06.2020 по делу N А56-51770/2019, от 04.06.2020 по делу N А56-101166/2019).

В другом споре суд также встал на сторону налоговой инспекции, посчитав, что проверяющие при встречной проверке могут запрашивать у организации или ИП документы за период, предшествующий сделке с контрагентом. Это не нарушает права налогоплательщика, а налоговый инспектор самостоятельно определяет период проверки.  Если запрошенных документов нет или тогда еще не сложились правоотношения, проверяемое лицо может сообщением об этом исполнить требование налоговиков (Постановления АС Поволжского округа от 01.09.2020 по делу N А12-43958/2019, от 04.08.2020 по делу N А12-43956/2019).

Какие документы могут затребовать проверяющие

Немало вопросов возникает у налогоплательщиков по поводу законности некоторых требований налоговых органов. Например, контролеры могут выписать штраф, если организация не предоставит по их требованию регистры бухгалтерского учета или карточки счетов. В такой ситуации для освобождения от штрафа, организация должна доказать, что:

 

  • в решении о привлечении к ответственности налоговики не указали, какие именно регистры требовали и какие не представила организация;
  • инспекция не привела нормативных или локальных актов, из которых бы следовало, что налогоплательщик обязан вести определенный регистр и представлять его по требованию проверяющих (Постановление АС Уральского округа от 22.06.2020 по делу N А50-16452/2019).

Другое дело с похожим спором было проиграно налогоплательщиком. Проверяющие запросили у организации карточки счетов: 23 "Вспомогательные производства"; 40 "Выпуск продукции (работ, услуг)"; 44 "Расходы на продажу"; 45 "Товары отгруженные"; 58 "Финансовые вложения"; 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей". Компания представлять документы отказалась, поскольку посчитала, что они не связаны с исчислением и уплатой налогов, за что и была оштрафована. Как указал апелляционный суд, законодательство о налогах и сборах не содержит перечня документов, которые организация должна вести в целях налогового учета. Налоговую обязанность определяют исходя из финансового результата. А он формируется как раз на основе данных, которые отражаются в карточках счетов бухучета. АС Северо-Западного округа согласился с таким подходом (Постановление АС Северо-Западного округа от 27.05.2020 по делу N А56-62632/2019, Определение ВС РФ от 18.09.2020 N 307-ЭС20-12414).

В случае неисполнения требования налоговой инспекции о предоставлении документов налогоплательщик может быть привлечен к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ (Постановление АС Северо-Западного округа от 27.05.2020 N Ф07-5015/2020 по делу N А56-62632/2019). Размер штрафа составляет 200 рублей за каждый непредставленный документ. А при их большом количестве сумма штрафа может быть весьма существенной, до нескольких миллионов рублей (Постановление Девятого ААС от 16.07.2020 N 09АП-9404/2020 по делу N А40-225122/2019).

Как предоставить документы: последние разъяснения Минфина и ФНС

Во время контрольных мероприятий нередко возникают вопросы по порядку предоставления документов: как сделать копию, как подписать, какие предусмотрены форматы для электронных документов.

Поскольку в период ограничений, связанных с распространением коронавируса, многие налогоплательщики общались исключительно по электронным каналам связи, интересны будут последние разъяснения Минфина и ФНС России по оформлению документов.

Во-первых, можно ли не переходить на полноценный электронный документооборот, а обмениваться скан-образами бумажных документов и их же предоставлять в налоговую инспекцию?

Минфин России разъясняет, что для в бухгалтерском учете в исключительных случаях можно использовать скан-образы первичных учетных документов для регистрации и накопления данных в регистрах бухгалтерского учета, отразив эту особенность во внутренних документах организации (Письма Минфина России от 22.04.2020 N 03-01-10/32570, от 27.04.2020 N 03-03-06/3/34068, от 13.05.2020 N 03-03-07/38785). А вот для целей налогового учета наличие только скан-копий может вызвать претензии контролеров, потому что первичный документ должен быть или на бумаге с собственноручными подписями сторон, или электронным с электронными подписями. Таким документом может быть справка бухгалтера, внутренний акт, отчет сотрудника организации о проведенной сделке, содержащие необходимые реквизиты (п. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"). Наличие скан-копии первичного документа и оригинала внутреннего документа повышает шансы организации документально подтвердить свои расходы. А ситуация сейчас, действительно, исключительная.

Во-вторых, налоговая служба разъяснила, как поступить, если в инспекцию надо представить документы, составленные не по формату ФНС.

Проверяемая организация или ИП должны распечатать документы и заверить. А если документ электронный, но подписан простой электронной подписью - в налоговую инспекцию вместе с документом надо представить нормативные акты или соглашения, которые заключили участники электронного взаимодействия. Речь идет о соглашениях, в которых стороны закрепили, что документ с простой электронной подписью в их отношениях равнозначен составленному на бумаге с собственноручной подписью (Письмо ФНС России от 10.04.2020 N ЕА-4-15/6118@).

Также из разъяснений ФНС следует, что физлицо может заверить счет-фактуру и первичные документы организации своей личной электронной подписью. В этом случае представителю нужно к документам приложить доверенность. Обычно при подписании документа от имени юрлица используется сертификат ключа проверки подписи с указанием наименования организации и физлица-представителя. Информация о нем указывается в составе сложного элемента "Представитель юридического лица". Если физлицо подпишет документ с помощью своего сертификата ключа, сведения об этом отразятся в составе сложного элемента "Физическое лицо" (Письмо ФНС России от 16.04.2020 N ЕА-4-15/6404@).

План проверок на 2020 год

Ситуация, в которой оказался бизнес в нынешних условия, во многих вселяет надежду, что при проведении контрольных мероприятий налоговые органы будут более лояльны, а в отношении малого и среднего бизнеса вообще никаких проверок до конца 2020 года не будет. Насчет лояльности – поживем, увидим. А вот выездная проверка вполне может быть назначена в отношении любого налогоплательщика, который соответствует критериям внесения его в план контрольных мероприятий.

Риск включения в план будет более высоким, если у организации или ИП низкая налоговая нагрузка (п. 1 Общедоступных критериев оценки рисков, утв. Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@). Этот показатель можно посчитать с помощью налогового калькулятора на сайте ФНС России и сравнить со среднеотраслевым (Письмо ФНС России от 11.02.2019 N БА-4-1/2308@).

В 2020 году налоговая служба представила показатели за 2019 год, по которым можно понять, вызовет ли деятельность налогоплательщика вопросы у инспекторов. На сайте ФНС приведены данные о среднем уровне налоговой нагрузки, а также рентабельности проданных товаров, продукции, работ, услуг и рентабельности активов организаций (Приложение к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@).

 Однако само по себе снижение налоговой нагрузки и рентабельности в нынешней ситуации будет вполне объяснимо. Поэтому для многих компаний достаточно будет дать пояснения контролерам о причинах снижения этих показателей.

Доначисления по итогам проверки – воспользуйтесь правом на рассрочку

В ситуации, когда налоговая проверка закончилась для налогоплательщика доначислениями, можно воспользоваться правом на рассрочку уплаты этой недоимки (ст. 63, ст. 64 НК РФ). С 1 апреля 2020 года уточнено, куда обращаться за рассрочкой:

  • 30% и более от выручки за год - в ФНС;
  • менее 30% - в УФНС.

Кроме того, отменено требование к сумме недоимки, по достижении которой можно претендовать на рассрочку (Федеральный закон от 29.09.2019 N 325-ФЗ; Приказ ФНС России от 10.02.2020 N ЕД-7-8/90@).

В целом, после снятия ограничений, предусмотренных Постановлением N 409, контрольные мероприятия в 2020 году возобновлены для всех категорий налогоплательщиков. Налоговая инспекция в обычном режиме отслеживает исполнение организациями и предпринимателями своих налоговых обязательств.  Исключение касается контроля за соблюдением требований законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники. ФНС обещает, что таких проверок до конца 2020 года не будет (Письма ФНС России от 03.04.2020 N АБ-3-20/2739@, от 21.04.2020 N АБ-2-20/671@).

#Бухгалтер #Юрист #Налоговый контроль

В избранное PDF

Еще по теме:
Путеводитель
Налоговые проверки

Уведомления