Как получить и работать с электронной подписью с учетом новшеств-2022 | Аскон

Главная > Аскон-Навигатор > Статьи > Как получить и работать с электронной подписью с...

5378 Горячая тема В избранное PDF

Как получить и работать с электронной подписью с учетом новшеств-2022


автор статьи, консультант Аскон по бухгалтерскому учету и налогообложению

Начиная с января 2022 года налогоплательщики для сдачи налоговой отчетности обязаны будут использовать только электронные подписи (ЭП), которые выданы ФНС или доверенными удостоверяющими центрами (УЦ).

Подпись, которую налоговая начала выдавать с 1 июля 2021 года, универсальна. Она подходит для любых электронных документов. Еще одна особенность — этой подписи — она записывается только на специальный носитель.

Чтобы подписывать документы, нужно вставлять токен в компьютер с установленной программой «КриптоПро CSP» или другой подобной программой. Подписать электронные документы на рабочем месте, где нет этой программы, не получится. А теперь обо всем подробнее.

Процедура получения электронной подписи состоит из четырех этапов:

  1. Подготовка.
  2. Подача заявления.
  3. Получение ЭЦП.
  4. Настройка рабочего места.

Подготовка к оформлению электронной подписи

Приобретите сертифицированный носитель. Как известно, сама электронная подпись бесплатная. Но чтобы ее получить необходимо принести носитель, на который подпись впоследствии будет записана. Это может быть: Рутокен S, JaCarta ГОСТ, ESMART Token ГОСТ или другие, соответствующие требованиям ФНС (пп. в п. 22 Порядка, утв. Приказом ФНС от 30.12.2020 № ВД-7-24/982@).

Если у вас уже есть носитель, проверьте наличие действующего для него сертификата.

Подготовьте документы:

  • документ, удостоверяющий личность;
  • номер страхового свидетельства (СНИЛС) государственного пенсионного страхования заявителя-физлица;
  • ИНН заявителя-физлица;
  • ОГРНИП заявителя — индивидуального предпринимателя.

Запишитесь на прием в налоговый орган.

Подача заявления

Для получения подписи необходимо обратиться в налоговый орган вашего региона. Например, в Санкт-Петербурге в Межрайонную ИФНС России №15 по Санкт-Петербургу (адрес: Санкт-Петербург, ул. Красного Текстильщика, 10-12, Лит. «О»).

Информацию о том, какой налоговый орган оформляет ЭЦП в вашем регионе, можно узнать на сайте ФНС России по этой ссылке.

Заявление на выдачу КСКПЭП (п. 22 Порядка, утвержденного Приказом ФНС России от 30.12.2020 N ВД-7-24/982@) можно оформить несколькими способами:

а) в налоговом органе вашего региона;

б) в личном кабинете налогоплательщика - в виде электронного документа, при условии, если у вас имеется действующая цифровая подпись.

Для оформления электронной подписи Главному бухгалтеру (или другому сотруднику), который подписывает документы от лица организации, необходимо приложить электронную доверенность, заверенную квалифицированной электронной подписью юридического лица (п. 2 ч. 1 ст. 17.2 Закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ).

В этом случае сотруднику будет оформлена подпись физического лица, в которой будут отображаться только его персональные данные.

Использовать такую подпись для документов компании сотрудник сможет только вместе с электронной доверенностью, подписанной усиленной электронной подписью руководителя.

Получение ЭЦП

Получить подпись юрлица руководитель должен сам. Отправить с нотариально заверенной доверенностью сотрудника компании не получится.

Срок действия подписи, выданной налоговым органом, – 15 месяцев. Для этого ехать в налоговую не требуется, достаточно оформить заявление в личном кабинете (пп. 13, 16 Порядка, утв. Приказом ФНС от 30.12.2020 № ВД-7-24/982@).

Настройка рабочего места

На компьютере должна быть установлена программа криптозащиты «КриптоПро». Приобрести лицензию на нее можно в удостоверяющем центре, у доверенных лиц или у производителя программы на сайте КриптоПро https://www.cryptopro.ru/ .

Что делать, если у вас уже есть электронная подпись?

Если удостоверяющий центр, который оформил вам подпись не прошел аккредитацию по новым правилам, то такая подпись после 01.01.2022 не действительна (Письмо Минцифры от 10.08.2021 № ОП-П15-085-33604).

Если удостоверяющий центр, который оформил вам подпись аккредитован по новым правилам, то подпись будет работать до конца срока действия.

Как получить и использовать электронную подпись с учетом новшеств-2022

Какие документы нужны, как подать заявление дистанционно и как быть с подписями, которые вы используете сейчас. В КонсультантПлюс собрана вся информация - вам не придется искать в разных источниках.

Получить доступ в систему на 3 дня

#Бухгалтер #Юрист #Новости законодательства

В избранное PDF

Уведомления