1 сентября 2024 года использование машиночитаемых доверенностей (МЧД) при обмене электронными документами станет обязательным. Для перехода на МЧД необходимо получить новые электронные подписи на руководителя и сотрудников. Как это правильно сделать и как проверить действительность МЧД, расскажем в статье.
Единоличному исполнительному органу организации (директору, генеральному директору, ИП) доверенность (МЧД) не нужна, он исполняет свои полномочия на основании Устава и записи в ЕГРИП. Доверенность (МЧД) нужно оформлять только на работников.
Сейчас выпустить машиночитаемую доверенность можно тремя способами:
Вариант № 1. Выпустить МЧД через оператора ЭДО.
Расскажем на примере сервиса «Контур.Доверенность».
- Войдите в сервис с КЭП руководителя.
- В правом верхнем углу нажмите на кнопку «Доверенность».
- Создайте заявку на доверенность для электронного документооборота. Укажите период действия, данные доверителя и реквизиты лица, которое получает доверенность.
- Подпишите доверенность.
Вариант № 2. Выпустить МЧД посредством сервиса ФНС России – реестр машиночитаемых доверенностей.
Вы сможете загрузить в личный кабинет оператора ЭДО файл с доверенностью (МЧД), выпущенной на сайте ФНС России.
На портале налоговой есть специальный реестр доверенностей, который позволяет выпускать, проверять и отзывать МЧД.
Чтобы создать доверенность:
- Перейдите по ссылке.
- Выберите тип доверенности — B2B, для обмена электронными документами между организациями.
- В открывшемся окне укажите дату выдачи и окончания доверенности.
- Заполните сведения об организации, подписанте (руководителе) и представителе (сотруднике).
- Выберите полномочия из раскрывающегося списка.
Обратите внимание, классификатора с полным перечнем полномочий для МЧД в настоящее время нет, поэтому перечень полномочия является примерным и его возможно редактировать.
- Нажмите кнопку «Скачать XML-доверенность». Скачанный файл возможно загрузить в личный кабинет оператора ЭДО.
Вариант № 3. Выпуск МЧД в собственной информационной системе организации.
Для компаний, которые хотят выпускать МЧД самостоятельно, ФНС и Минцифры разработали форматы для подготовки XML-файла. Они хранятся на портале Госуслуг.
28 марта 2023 года ФНС опубликовала единый формат МЧД, который тоже можно использовать. Он будет применяться одновременно и для B2B-, и для B2G-обмена.
Действительность МЧД можно проверить через сайт ФНС
Действительность МЧД можно проверить на сайте ФНС России через интерактивный сервис ведомства — АИС «Налог-3».
Интерактивный сервис официального сайта ФНС АИС «Налог-3» предназначен для:
- создания доверенности в электронной форме (машиночитаемом виде) для предоставления в налоговые органы путем заполнения соответствующих обязательных полей,
- обеспечения возможности проверки xml-файла, созданного на электронном устройстве пользователя на соответствие форматам, утвержденным ФНС,
- проверки срока действия МЧД по ее порядковому номеру,
- проверки полной информации о МЧД,
- загрузки доверенности в системы ФНС, выданной в ином месте (у оператора ЭДО или с собственной информационной системе организации),
- создания и загрузки заявления на отмену ранее выданной МЧД.
Для получения полной информации о МЧД потребуется ввести порядковый номер доверенности, ИНН доверителя, ИНН доверенного лица.