ФСБУ-2020: новые федеральные стандарты и для кого они обязательны вот этот | Аскон

Главная > Аскон-Навигатор > Статьи > ФСБУ-2020: новые федеральные стандарты и особенности их...

10670 Горячая тема В избранное PDF

ФСБУ-2020: новые федеральные стандарты и особенности их применения


автор статьи, консультант Аскон по бухгалтерскому учету и налогообложению в бюджетных организациях

С первого января 2020 г. вступают в действие новые федеральные стандарты бухгалтерского учета. Но не всем учреждениям нужно будет применять новые стандарты и корректировать учетную политику.

  • Запасы

(Приказ от 7 декабря 2018 г. N 256н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Запасы").

  • Долгосрочные договоры

(Приказ Минфина России от 29.06.2018 N 145н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Долгосрочные договоры").

  • Резервы. Раскрытие информации об условных активах и условных обязательствах

(Приказ Минфина России от 30.05.2018 N 124н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах").

  • Концессионные соглашения

(Приказ Минфина России от 29.06.2018 N 146н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концессионные соглашения").

  • Бюджетная информация в бухгалтерской отчетности

(Приказ Минфина России от 28.02.2018 N 37н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Бюджетная информация в бухгалтерской (финансовой) отчетности").

Стандарт "Запасы"

С 1 января 2020 г. вводится в действие ФСБУ "Запасы".

Согласно данному стандарту в состав НФА войдут материальные запасы и незавершенное производство (п.7 Стандарта "Запасы").

Незавершенное производство до этого стандарта учитывалось, как известно, на счете 109 (п.137 Инструкции 157н).

Согласно данному стандарту (п.7 Стандарта "Запасы") запасы должны соответствовать критериям актива - принадлежать, приносить выгоду и контролироваться.

При подготовке к внедрению этого стандарта обратите также внимание на Методические рекомендации по его применению - письмо Минфина РФ от 1 августа 2019 г. №  02-07-07/ 58075.

Если в учреждении есть биологическая продукция (полученная от биологических активов), то это будет регулировать стандарт "Запасы".

Биологические активы регулируются другим стандартом.

С нового года необходимо выделить 4 группы матзапасов :

  • материалы;
  • готовая и биологическая продукция;
  • товары;
  • иные  матзапасы.

Согласно п.117 Инструкции №157н их 9 групп.

Стандарт позволяет использовать матзапасы сроком более 12 месяцев (п.7 и 10 Стандарта "Запасы").

Обобщающей группой будут иные матзапасы (п.7 Стандарта "Запасы").

"Незавершенка" - теперь будет самостоятельной группой.

По Инструкции 157н "незавершенка"  - матзапасы на изготовление (п.137).

Целесообразно сгруппировать, очевидно, матзапасы в соответствии с требованиями нового стандарта и отразить в учетной политике.

По новому стандарту "запасы" - это не только незавершенная продукция, но и работы, услуги.

В вузах, колледжах, институтах финансовый год не совпадает с учебным годом и, соответственно, услугу следует рассматривать как незавершенное производство.

Также следует отметить, что есть вероятность проведения реклассификации запасов - перенос из одной группы в другую.

Если перевод осуществляется для нужд учреждения, то учет ведется по фактической стоимости, которая признается первоначальной

Обратите также внимание, что стандарт не применяется к библиотечному фонду, биологическим активам, незавершенному строительству, культурному наследию и финансовым инструментам.

Остатки на начало года необходимо будет переносить в межотчетном периоде с использованием счета 401 30 000.

Чтобы использовать  данные стандарты,  необходимо  учреждению скорректировать учетную политику 2020 года.

Стандарт "Долгосрочные договоры"

Стандарт "Долгосрочные договоры" будет актуален, например, для вузов, колледжей, техникумов, так как срок оказания услуги данными учреждениями может быть больше года, а учреждение является исполнителем (п.3 Стандарта "Долгосрочные договоры", утвержденного Приказом Минфина России от 29.06.2018 N 145н). Сумму доходов и расходов по долгосрочным договорам необходимо будет отражать на балансовых счетах, но и вводить также  забалансовые счета.

Данный стандарт можно будет применять, если договор начинается в одном году, а завершается в другом.

Если у организации будут договоры долгосрочного строительства, то в учетной политике также необходимо будет прописать, как и кем определяется процент исполнения организацией обязательств, а также состав документооборота по этим вопросам.

Обратите также внимание на перечень договоров, к которым нельзя применить данный стандарт (договоры НИР, НИОКР и т.д.).

Сейчас уже при проведении годовой инвентаризации целесообразно составить перечень долгосрочных договоров учреждения.

При первом применении данного стандарта необходимо будет отразить доходы будущих периодов (счет 401 40 000) и ранее не учтенные доходы от реализации (использовать счет 205, который  будет корреспондировать со счетом 40110).

Стандарт "Резервы. Раскрытие информации об условных активах и условных обязательствах"

Стандартом " Резервы. Раскрытие информации об условных активах и условных обязательствах" утверждено 5 новых видов резервов:

  • резервы под гарантийный ремонт,
  • реструктуризация,
  • претензии,
  • убыточные договорные обязательства,
  • демонтаж (вывод) с эксплуатации основных средств.

Следует учитывать, что данный стандарт не регулирует резерв на оплату отпусков. Сейчас это вопрос регулируется Инструкцией №157н (Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению").

С 2021 года данный вопрос будет регулировать ФСБУ "Выплаты персоналу".

Стандарт "Концессионные соглашения"

Концессионное соглашение - взаимовыгодное партнерство государства и бизнеса, при котором первое снимает с себя часть нагрузки, например, по строительству какого-то объекта, а второй получает возможность заработать. Сторонами соглашения являются концедент и концессионер.

Концедент - тот, кто передает права на объекты соглашения. Им может быть государство, субъект РФ, муниципальное образование и некоторые госкомпании.

Концессионер - тот, кому передают права. Им может выступать организация, ИП или несколько компаний, которые заключили договор простого товарищества.

В 2019 году при подготовке к переходу на стандарт "Концессионные соглашения" надо провести инвентаризацию.

При инвентаризации объектов, возникающих при исполнении концессионных соглашений, за отчетный год по состоянию на 1 января 2020 г. следует синхронизировать данные бухучета с данными мониторинга заключения и реализации заключенных концессионных соглашений. Для мониторинга утверждены правила проведения.

В соответствии со стандартом "Концессионные соглашения" передача по данному соглашению имущества учреждения, находящегося в оперативном управлении, отражается по 101 счету и по забалансовому счету 24.

Амортизацию будет начислять организация госсектора как балансодержатель.

На забалансовом счете необходимо будет формировать стоимость создаваемого объекта.

Стандарт "Бюджетная информация в бухгалтерской (финансовой) отчетности"

Использование стандарта "Бюджетная информация в бухгалтерской (финансовой) отчетности" предполагает раскрытие информации в отчете по формам 0503737,0503738,0503766 и 0503767. Это связано с  показателями ПФХД.

Стандарт "Бюджетная информация в бухгалтерской (финансовой) отчетности" лишь обобщает правила составления отчетности в отношении бюджетных и плановых назначений. Различий с инструкциями N 191н и N 33н в нем немного, и они, вероятно, будут устранены при внесении последующих изменений в эти документы.

В учетной политике необходимо описать только те способы учета, которые нужны учреждению. Методы учета для операций, которые учреждение никогда не совершает, описывать не нужно.

В новых инструкциях обратите внимание на два вида положений. Одни учреждению потребуется прописать в учетной политике и применить на практике впервые. Другие уже могли быть в ней отражены, поскольку они предполагались прежними правилами или им не противоречили. С такими положениями нужно лишь свериться и по необходимости внести коррективы.

Чтобы использовать данные стандарты, учреждению необходимо скорректировать учетную политику 2020 года.

Уведомления