Логотип Аскон
4285
iconВ избранноеPDF

Для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах: что важно знать о плате за содержание общего имущества

Сегодня уже все привыкли, что помимо расходов за коммунальные ресурсы индивидуального потребления, необходимо оплачивать также и расходы за коммунальные ресурсы на содержание общедомового имущества.

Первое время в некоторых многоквартирных домах собственники помещений возмущались, когда видели в счетах от управляющих организаций огромные цифры, начисленные за такие услуги как: «холодная вода на общедомовые нужды», «горячая вода на общедомовые нужды» и «водоотведение на общедомовые нужды», - которые порой во много превышали суммы за горячую и холодную воду, начисленные по приборам учета и нормативам потребления.

Перед законодателем давно стоит нелегкая задача урегулировать данные перекосы в начислениях так, чтобы на добросовестных владельцев и нанимателей помещений не ложилось бремя всех переплат за неучтенные коммунальные ресурсы в доме. Ведь никто не хочет переплачивать за услуги и оплачивать убытки безответственной управляющей организации.   

Как изменялось законодательство

С 1 июня 2013 года было устранено положение, предусматривающее расчет норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды (подп. "а" п. 2 Постановления Правительства РФ от 16 апреля 2013 г. № 344). И это вполне логично, ведь вода при содержании общего имущества используется в основном для уборки мест общего пользования в доме и полива растений на придомовом земельном участке.

Далее было принято, что, если в доме отсутствует общедомовой прибор учета коммунальных ресурсов непосредственно на общедомовые нужды, объем таких коммунальных ресурсов нужно начислять, не превышая специального норматива, который определяется администрацией или ресурсоснабжающей организацией в регионе. Исключение составляли те дома, где было принято на общем собрании собственников решение производить расчет, исходя из фактических  показаний общедомовых приборов учета  (п. 44 Постановления правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 в ред. 14.02.2015 г.): распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.

Казалось бы, все вопросы урегулированы, собственники оплачивают только установленные законодателем нормативы на коммунальные ресурсы для общедомовых нужд, а не завышенные суммы, выставленные в счетах управляющими организациями. Но, как оказалось, на общих собраниях собственники иногда принимают решения о распределении объемов коммунальных ресурсов сверх норматива между всеми жилыми и нежилыми помещениями и не все владельцы помещений этим распределением довольны, а также остались недовольны управляющие компании, на плечи которых ложатся эти расходы в случае отсутствия подобного решения, ведь тогда им приходится нести убытки, оплачивая счета ресурсоснабжающих организаций.

Порядок расчета за общедомовые коммунальные ресурсы требовал дальнейшего преобразования. В 2017 году законодатель меняет структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги, включив коммунальные услуги на содержание общего имущества в состав платы за содержание жилого помещения (ст. 154 ЖК РФ): включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее также - коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме).  В строке «Коммунальные услуги» остались только платежи за индивидуальное потребление коммунальных ресурсов.  

И теперь в Жилищном кодексе появляется упоминание о перерасчете расходов за коммунальные ресурсы на содержание общего имущества, исходя из показаний общедомовых приборов учета, в п. 9.2 (в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 258-ФЗ): размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Однако ни Жилищный кодекс, ни другие нормативные акты не сообщают о самом порядке указанного перерасчета.

А вот Постановление Правительства РФ № 354 продолжает претерпевать изменения, защищая права и интересы собственников (2-й абзац п. 44 введен Постановлением Правительства РФ от 21.12.2020 № 2184): При этом объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, приходящийся на жилое (нежилое) помещение, определяется в соответствии с формулами 11 и 12 приложения N 2 к настоящим Правилам. В случае если указанный объем за расчетный период (расчетный месяц) составляет отрицательную величину, то указанная величина учитывается в следующем расчетном периоде (следующих расчетных периодах) при определении объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, приходящегося на жилое (нежилое) помещение.

А  в пункте 45 Постановления Правительства РФ № 354 говорится, что:

Если объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, составит ноль, то плата за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенная в соответствии с пунктом 44 настоящих Правил, за такой расчетный период потребителям не начисляется.

Таким образом, управляющие организации, которые начисляют собственникам  плату за коммунальные ресурсы на содержание общего имущества, исходя только из норматива потребления данной услуги либо начисляя также сверх норматива положительную разницу в объемах между показаниями общедомовых приборов учета и суммарных объемах индивидуальных показаний приборов учета по всему дому, не принимая во внимание отрицательную разницу и отсутствие разницы вообще, нарушают права и законные интересы владельцев помещений, сваливая на них свои убытки.

Если в многоквартирном жилом доме установлены общедомовые приборы учета коммунальных ресурсов, то собственники помещений не должны платить больше, чем эти приборы учета показывают, а управляющая организация должна следить за их исправным состоянием и эффективным использованием коммунальных ресурсов в доме.

Данный вопрос до сих пор не урегулирован законодателем. Хотя Минстроем России в Правительство РФ уже внесен проект Постановления «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме», которым предусмотрены конкретные формулы расчета расходов граждан и организаций за коммунальные ресурсы, потребленные при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, в составе платы за содержание жилого помещения (Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ 13.07.2020 г. № 21913-ОГ/04). Остается верить, что проблема скоро будет решена в пользу собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирных жилых домах.

Фото автора

консультант Аскон по вопросам жилищного законодательства

#Юрист
#Юридические вопросы
iconВ избранноеPDF