Логотип Аскон
1205
iconВ избранноеPDF

COVID-19: особые правила для работодателей

Компетентные органы считают, что их правовые акты содержат достаточно сведений для принятия решений работодателем и дополнительных сведений в виде разъяснений не предоставляют. Но чем может руководствоваться работодатель, если на руках есть только стандартные ответы? Ответ прост - основными нормативными актами, собранными воедино и прагматично проанализированными.

В статье подробно разберем, на что всем работодателям следует обратить внимание в первую очередь, так как ситуация с распространением коронавирусной инфекции и отношение каждого гражданина к вакцинации во многих случаях не только приводит к различным конфликтам, но и ставит под вопрос саму возможность ведения бизнеса, саму возможность сохранения рабочих мест.

  • Некоторые компании прекращали свою деятельность на этот период.
  • Некоторые компании вели хозяйственную деятельность, не имея возможности приостановить свое производство.
  • Некоторые компании продолжали свою деятельность, не имея на то правовых оснований.

Но сегодня нет ни одной компании, не выплатившей пособие за 3 дня нетрудоспособности из-за заболевания сотрудника или из-за выполнения сотрудником карантинных мероприятий. Суммарная величина ущерба, нанесенного распространением вируса, не поддается исчислению.

И эти расходы несет каждый «игрок» правового поля:

  • Граждане рискуют своим здоровьем и наличием работы.
  • Юридические лица теряют возможность вести бизнес, предоставляя рабочие места и налоги.
  • Государство несет дополнительную финансовую нагрузку медицинского, социального обеспечения населения с одновременным уменьшением поступлений налогов и взносов.

Логичными решениями выхода из ситуации являются:

  • минимизация количества инфекции (санитарная обработка контактных поверхностей, дезинфекция, маски и др.);
  • социальное дистанцирование (самоизоляция, карантин, дистанционная работа и подобное);
  • формирование общественного иммунитета (вакцинация и определение количества людей, кто по состоянию здоровья не может прививаться).

Исполнителями решения являются:

  • физические лица;
  • юридические лица.

Соответственно, правовые акты полномочных структур Санкт-Петербурга (например: Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 N 121 "О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", Постановление Главного государственного санитарного врача по Санкт-Петербургу от 12.10.2021 N 3 "О проведении в Санкт-Петербурге профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям"), правовые акты Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека постоянно актуализируются, усиливая меры препятствования распространению коронавирусной инфекции (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 4 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней" (вместе с "СанПиН 3.3686-21. Санитарные правила и нормы...")). И каждый решает сам: будет ли он исполнять предлагаемые меры или нет, принимая на себя все последствия своих решений от заболевания со всеми осложнениями до штрафов и уголовных дел (Справочная информация: "Ответственность за нарушение нормативных актов и предписаний в связи с коронавирусом (COVID-19)" (Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)).

Минимизация количества инфекции

Санитарное содержание помещений, социальное дистанцирование всегда присутствовало в обязанностях работодателя в виде санитарно – гигиенического минимума или обеспечения мылом и иными смывающими средствами.

Вирусная инфекция обобщила эти требования в Письме Роспотребнадзора от 20.04.2020 N 02/7376-2020-24 "О направлении рекомендаций по организации работы предприятий в условиях распространения рисков COVID-19" (вместе с "МР 3.1/2.2.0172/5-20. 3.1. Профилактика инфекционных болезней. 2.2. Гигиена труда. Рекомендации по организации работы предприятий в условиях сохранения рисков распространения COVID-19. Методические рекомендации") и Распоряжении Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга от 06.04.2020 N 1643-р "О реализации постановления Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 N  121", а их покупка отражается в текущих документах купли – продажи с актуальными требованиями к оформлению (Приказ ФНС России от 08.06.2021 N ЕД-7-26/547@ "Об утверждении форматов журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж, дополнительных листов книги покупок и книги продаж в электронной форме").

Социальное дистанцирование

Необходимость социального дистанцирования соблюдением расстояния в полтора метра стала привычкой для многих. Привычным атрибутом стали маски. Требование организации дистанционного (удаленного) режима работы тоже имеет постоянный характер, но прекращение нерабочих дней стимулировало возвращение многих сотрудников на рабочие места, возвращение многих сотрудников в офисы. И напрасно: требования перевести работников на дистанционный режим работы были установлены п. 2-40 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 N 121 "О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" с 01.11.2020 года.

Причем организации и индивидуальные предприниматели обязаны актуализировать информацию  подведомственного Комитету по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга, в случае изменения количества работников (исполнителей по гражданско-правовым договорам), не переведенных на дистанционный режим работы, в течение трех дней со дня указанного изменения.

Формирование общественного иммунитета

Постановление главного государственного санитарного врача по городу Санкт-Петербургу от 9 ноября 2021 года № 4 "О внесении изменений в постановление главного государственного санитарного врача по городу Санкт-Петербургу от 12 октября 2021 года № 3 "О проведении в Санкт-Петербурге профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям" (далее по тексту Постановление 4). увеличило количество категорий граждан, подлежащих обязательной вакцинации до 15 декабря 2021 года, до начала рождественских и новогодних праздников и каникул.

Обязательной вакцинации сегодня подлежат:

  • все лица, работающие на основании трудового договора, гражданско-правового договора в организациях (предприятиях), осуществляющих деятельность в сфере промышленности, производства (изготовления) продукции, перерабатывающей промышленности, строительства, транспорта и транспортной инфраструктуры;
  • все лица, обучающиеся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования старше 18 лет, направляемые для прохождения практики и занятий вне структурных подразделений образовательных организаций;
  • все лица в возрасте 60 лет и старше;
  • все лица с хроническими заболеваниями, в том числе заболеваниями бронхо-легочной системы, сердечно-сосудистой системы, эндокринной системы (сахарным диабетом, ожирением).

В юридическом лице должны быть привиты не менее 80% от общей численности работников, сотрудников. Иными словами, должны быть привиты как граждане, заключившие трудовой договор с юридическим лицом, так и граждане, заключившие с хозяйствующим субъектом договор гражданско–правового характера. В оставшиеся 20% от общей численности работников и сотрудников включены лица, имеющие противопоказания к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с временными Методическими рекомендациями "Порядок проведения вакцинации взрослого населения против COVID-19". Данное ограничение касается только врачей и медицинских учреждений, выдающих справки о наличии противопоказаний, но работодателю следует соотносить предоставленный работником документ с названными Методическими рекомендациями.

Руководители организаций, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на территории города Санкт-Петербурга, внесены в перечень лиц, обеспечивающие проведение профилактических прививок в сроки, определенные Постановлением №4. Причем усиление информационно-разъяснительной работы среди работников, сотрудников по вопросам профилактики новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и особое внимание необходимости проведения профилактических прививок выделены в отдельную самостоятельную правовую норму.

Порядок проведения вакцинации, в том числе с предоставлением работникам дополнительного времени (выходного дня) для прохождения вакцинации должен быть определен локальными нормативными актами, в соответствии с Разъяснениями Минтруда России, Роспотребнадзора "Разъяснения по организации вакцинации в организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах) и порядку учета процента вакцинированных" (вместе с "Рекомендациями действий для работодателей при принятии главными санитарными врачами субъектов Российской Федерации решений о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям (в виде мотивированных постановлений о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан)"). Более детально о процедуре стимулирования работников к вакцинации изложено в статье «Что делать работодателю с антипрививочниками».

С 16 ноября 2021 года бумажный сертификат о прививке против новой коронавирусной инфекции можно будет получить в многофункциональных центрах, сообщил премьер-министр Михаил Мишустин на президиуме Координационного совета по борьбе с распространением заболевания.

Фото автора

консультант Аскон по трудовому праву

#Юрист
#Специалист по кадрам
#Бизнес vs Коронавирус
iconВ избранноеPDF