Логотип Аскон
5037
iconВ избранноеPDF

Цифровые права: что усложнит, а что упростит их появление?

В марте 2019 года в России был принят Федеральный закон от 18.03.2019 N 34-ФЗ, согласно которому с 1 октября 2019 года в Гражданском кодексе РФ в перечне объектов гражданских прав появятся цифровые права.

Что такое цифровые права

Закон вносит сразу несколько изменений в статьи Гражданского кодекса, а также добавляет новую статью 141.1, которая так и называется – цифровые права.

Согласно закону от 18.03.2019 N 34-ФЗ, цифровыми правами признаются названные в таком качестве в законе обязательственные и иные права, содержание и условия осуществления которых определяются в соответствии с правилами информационной системы, отвечающей установленным законом признакам.

По сути, цифровыми правами являются обязательственные, а также иные права, которые содержатся в специальной информационной системе. В качестве примера такой системы можно привести блокчейн. При этом условия осуществления данных прав должны также содержаться в такой системе.

Закон не указывает примеры таких прав. Однако в настоящее время на рассмотрении в Государственной думе находятся законопроекты о цифровых финансовых активах, а также законопроект о краудфандинге. Введение в гражданское законодательство цифровых прав было необходимо для принятия указанных выше законопроектов.

Примеры цифровых прав приводятся в законе о краудфандинге. Например, он предполагает, что инвестор вправе приобрести токен, который даст ему право требовать передачи вещи, выполнения работ  либо оказания услуг.

Таким образом, несмотря на введение в Гражданский кодекс РФ цифровых прав, говорить о содержании данного права пока преждевременно. Поскольку, во-первых, содержание и условия осуществления данных прав определяется правилами информационной системы, в которой будет происходить распоряжение цифровыми правами. Во-вторых, в законодательстве примеры цифровых прав пока не приведены, а сложившейся практики по понятным причинам нет. Поэтому пока законодатель, вводя в гражданское законодательство цифровые права, лишь только создает основу для дальнейшего регулирования.

Кому принадлежит цифровое право

Согласно п. 2 ст. 141.1 редакции Гражданского кодекса от 1 октября 2019 года, обладателем цифрового права признается лицо, которое в соответствии с правилами информационной системы имеет возможность распоряжаться этим правом. Однако законом может быть предусмотрено, что обладателем цифрового права признается иное лицо.

Тем самым, обладателем цифрового права будет то лицо, которое определено правилами информационной системы в качестве такого обладателя. Как это правило будет работать на практике, сказать невозможно. Однако пока можно сделать вывод о том, что информационная система будет обладать серьезными полномочиями по определению как самих цифровых прав, так и их обладателей.

Новое правило о письменных сделках

Федеральный закон от 18.03.2019 N 34-ФЗ также добавил новое правило о форме сделок. С 1 октября 2019 года сделка будет считаться соблюденной, если она совершена с помощью электронных или иных технических средств. Данное правило будет работать при соблюдении двух условий:

  • сделку можно будет воспроизвести на материальном носителе в неизменном виде;
  • достоверно можно установить стороны сделки.

Однако закон не вводит новую форму сделок, а расширяет понятие письменной формы сделок. Согласно новой редакции ст. 160 ГК РФ, требование о наличии подписи считается выполненным, если использован любой способ, позволяющий достоверно определить лицо, выразившее волю.

Проблема нового правила состоит в том, что любое действие, которое подтверждает волю лица на совершение сделки, может расцениваться как выполнения требования о наличии подписи. Поэтому пока непонятно, как будет доказываться наличие или отсутствие воли на совершение сделки, если лицом были совершены действия, которые должны удостоверить наличие воли.

Модернизация смарт-контрактов

Помимо введения цифровых прав, с 1 октября 2019 года будет обновлена редакция ст. 309 ГК РФ, в которую добавлены правила о смарт-контрактах. Законодатель указал, что смарт-контрактом является условие об автоматическом исполнении любого гражданско-правового договора.

Вторая часть ст. 309 Гражданского кодекса РФ будет выглядеть следующим образом: «Условиями сделки может быть предусмотрено исполнение ее сторонами возникающих из нее обязательств при наступлении определенных обстоятельств без направленного на исполнение обязательства отдельно выраженного дополнительного волеизъявления его сторон путем применения информационных технологий, определенных условиями сделки».

Заключение

Указанный закон начнет действовать на территории Российской Федерации с 1 октября 2019 года. Новые правила будут применяться к правоотношениям, которые возникли с этой даты. Если правоотношения возникли до 1 октября, то правила о цифровых правах можно будет применить к ним только в случае изменения прав и обязанностей.

Пока закон носит, по сути, декларативный характер и оставляет большой пласт регулирования на будущее.

Еще по теме

Обзор

Фото автора

консультант Аскон по юридическим вопросам

#Юрист
iconВ избранноеPDF