Актуализация учетной политики на 2023 год | Аскон

Главная > Аскон-Навигатор > Статьи > Актуализация учетной политики на 2023 год

23095 Горячая тема В избранное PDF

Актуализация учетной политики на 2023 год


автор статьи, эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению

Учетная политика разрабатывается при со­зда­нии ор­га­ни­за­ции, далее она может об­нов­ля­ть­ся и до­пол­нять­ся по мере необ­хо­ди­мо­сти (п. 9 ПБУ 1/2008 Учет­ная по­ли­ти­ка ор­га­ни­за­ции", утв. При­ка­зом Мин­фи­на от 06.10.2008 № 106н).

С 01.01.2023 в бух­гал­тер­ском и на­ло­го­вом за­ко­но­да­тель­стве вступают в силу изменения. По­смот­рим, как они по­вли­я­ют на учет­ную по­ли­ти­ку на 2023 г.

На­пом­ним: внесение из­ме­не­ний в учет­ную по­ли­ти­ку утвер­жда­ет­ся при­ка­зом ру­ко­во­ди­те­ля (п. 8 ПБУ 1/2008). Из­ме­нен­ные спо­со­бы учета начинают при­ме­ня­ть­ся с на­ча­ла но­во­го года (п. 10, 12 ПБУ 1/2008).

Учетная политика на 2023 г. для целей бухгалтерского учета

Что необходимо изменить в учетной политике для целей бухгалтерского учета на 2023 г.

В первую очередь, рекомендуем исключить переходные положения, которые касались начала применения новых Стандартов. Организации на основании этого вносили изменения в учетную политику.

Напомним, что с 2022 г. стали обязательны к применению четыре новых Стандарта: ФСБУ 6/2020, ФСБУ 26/2020, ФСБУ 25/2018, ФСБУ 27/2021. Организации имели право каждый из них применять досрочно. Если организация не воспользовалась таким правом, то с 2022 г. начала их применять в обязательном порядке. Теперь переходные положения следует исключить, поскольку они утратили актуальность.

Если в учетной политике (например, в описании механизма расчета оценочного обязательства по отпускам) упоминаются ПФР и ФСС РФ, нужно внести технические правки - указать СФР, действующий вместо них с 2023 г. 

С 01.01.2023 вместо ПФР и ФСС действует единый Фонд пенсионного и социального страхования (СФР). Взносы на ОПС, ОМС и ВНиМ начисляют по единому тарифу. По-прежнему отдельно надо считать взносы на травматизм и взносы по дополнительным тарифам.

Что изменить в учетной политике в связи с ФСБУ 14/2022 

В 2023 г. организации могут досрочно начать применять ФСБУ 14/2022 "Нематериальные активы" (обязательным его применение будет только с 2024 г.). Если компания примет такое решение, то необходимо учесть и изменения, внесенные в ФСБУ 26/2020 "Капитальные вложения" в отношении капитальных затрат на НМА, в том числе на НИОКТР (по новому ФСБУ они относятся к НМА).

Раздел, основанный на ПБУ 17/02 по учету НИОКР, нужно исключить из учетной политики.

Большинство опций (вариантов учета), требующих отражения в учетной политике при применении ФСБУ 14/2022, касаются организаций, имеющих право на упрощенные способы учета. В частности, они могут предусмотреть положение, согласно которому все затраты на приобретение, создание НМА включаются в текущие расходы в периоде их возникновения.

Если у компании нет права на упрощенные способы учета, в таком случае ей потребуется:

  • самостоятельно определить виды и группы своих НМА;
  • установить момент начала начисления амортизации;
  • выбрать способ начисления амортизации для каждой группы НМА;
  • описать формулу расчета амортизации (если применяется способ уменьшаемого остатка);
  • выбрать вариант оценки (по первоначальной стоимости или по переоцененной), имея в виду, что учет по переоцененной стоимости возможен только при наличии активного рынка соответствующих объектов;
  • определить порядок учета материального носителя, в котором выражены результаты интеллектуальной деятельности;
  • установить стоимостной лимит для "малоценных НМА", если вы хотите использовать это право. Это позволит организации сократить количество объектов НМА и "избавиться" от несущественных НМА в учете. Такие действия оправданы с учетом требования рациональности, поскольку в ФСБУ 14/2022 признаки для квалификации НМА очень широкие и под них могут подпадать многие активы, которые ранее можно было учитывать на счете 97 "Расходы будущих периодов". Однако в любом случае придется организовать контроль как за "малоценными НМА", так и за результатами интеллектуальной деятельности (средствами индивидуализации), не соответствующими признакам для учета в качестве НМА (например, по сроку полезного использования);
  • описать порядок контроля за указанными выше объектами;
  • установить порядок перехода на применение нового ФСБУ. 

Изменения в учетную политику-2023 по капвложениям ФСБУ 26/2020

Корректировка положений учетной политики, касающихся капитальных вложений в ОС, в связи с изменениями в ФСБУ 26/2020

В ФСБУ 26/2020 были внесены небольшие изменения, относящиеся и к капитальным вложениям в основные средства. Эти изменения можно применить досрочно независимо от того, применяется ли ФСБУ 14/2022.

Если вы осуществляете капитальные затраты, относящиеся к нескольким объектам ОС (будущим ОС), то нужно самостоятельно разработать и закрепить в учетной политике порядок их распределения между объектами (п. 14.1 ФСБУ 26/2020).

Например, в Учетной политике можно указать следующим образом:

«Фактические затраты, связанные с осуществлением капитальных вложений в несколько объектов основных средств, распределяются пропорционально доле стоимости каждого из этих объектов в общей стоимости объектов с учетом принципа рациональности (п. 14.1 ФСБУ 26/2020)».

В учетной политике организации для целей бухучета обязательно нужно установить уровень существенности для расходов на ремонт, техосмотр, техобслуживание, которые происходят реже, чем раз в год.

Например, можно указать следующим образом:

«Затраты организации на ремонт, технический осмотр, техническое обслуживание объекта ОС, проводимые с периодичностью более 12 месяцев (более обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев), признаются существенными в случае превышения их размера 7% показателя строки 1150 "Основные средства" бухгалтерского баланса (п. 10 ФСБУ 6/2020)».

В учетной политике организации для целей бухучета нужно установить, как именно будут капитализироваться существенные затраты на ремонт. Будут ли они учитываться как самостоятельный инвентарный объект по п. 10 ФСБУ 6/2020, или будут увеличивать первоначальную стоимость актива по п. 24 ФСБУ 6/2020 (также как затраты на модернизацию, реконструкцию, техническое перевооружение). Минфин и ФНС рекомендуют самостоятельный объект (Письмо ФНС России от 19.04.2022 N СД-4-21/4767@, Письмо Минфина России от 15.04.2022 N 07-01-07/33521).

Отражение в Учетной политике:

«Существенные затраты организации, связанные с ремонтом основных средств, проводимые с периодичностью более 12 месяцев, увеличивают первоначальную стоимость актива (п. 24 ФСБУ 6/2020). Затраты организации, связанные с модернизацией, реконструкцией, техническим перевооружением основных средств, увеличивают первоначальную стоимость актива (п. 24 ФСБУ 6/2020)».

Изменение стоимости запасов, используемых для капвложений (п. 11 ФСБУ 5/2019), в Учетной политике можно зафиксировать следующим образом:

«Организация не производит пересчет стоимости запасов из-за корректировки отдельных элементов фактической себестоимости запасов (п. 11 ФСБУ 5/2019). Изменение отдельных элементов фактической себестоимости запасов влияет на финансовый результат как самостоятельная хозяйственная операция и учитывается в доходах или расходах».

Если компания имеете право применять упрощенные способы учета и у нее бывает оплата капвложений в ОС неденежными средствами, она может предусмотреть их оценку по балансовой стоимости передаваемых активов (фактическим затратам на выполнение работ, оказание услуг) независимо от того, можно ли определить справедливую стоимость (п. 13 ФСБУ 26/2020).

Изменения в учетную политику-2023 по учету аренды ФСБУ 25/2018

В целях ФСБУ 25/2018 объекты бухучета классифицируются как объекты учета аренды при единовременном выполнении следующих условий ( п 5 ФСБУ 25/2018):

  1. арендодатель предоставляет арендатору предмет аренды на определенный срок;
  2. предмет аренды идентифицируется (предмет аренды определен в договоре аренды, и этим договором не предусмотрено право арендодателя по своему усмотрению заменить предмет аренды в любой момент в течение срока аренды);
  3. арендатор имеет право на получение экономических выгод от использования предмета аренды в течение срока аренды;
  4. арендатор имеет право определять, как и для какой цели используется предмет аренды в той степени, в которой это не предопределено техническими характеристиками предмета аренды.

Если у организаций есть договоры аренды с неопределенным сроком, то для избежания вопросов со стороны аудиторов (если организация подлежит обязательному аудиту), целесообразно в учетной политике об этом указать, но с некоторой оговоркой:

«К договорам аренды с неопределенным сроком ФСБУ 25/2018 "Бухгалтерский учет аренды" не применяется, за исключением случаев, когда срок аренды можно определить на основе достоверных источников информации».

При определении срока аренды для целей бухгалтерского учета необходимо принимать во внимание наличие достаточной уверенности в продлении или прекращении аренды, уместные факты и обстоятельства, которые приводят к возникновению экономического стимула для продления или прекращения аренды. В том числе необходимо принимать во внимание практику организации в отношении периода, в течение которого обычно используются определенные виды активов (предоставленные в аренду или находящиеся в собственности), а также экономические причины такой практики.

Отражение в учетной политике данного момента:

«Для целей применения ФСБУ 25/2018 организация определяет срок аренды на основе экономически обоснованных показателей. В случае отсутствия достоверной информации о предполагаемом сроке использования предмета аренды срок аренды признается неопределенным или краткосрочным (п.п. 5, 9 ФСБУ 25/2018)».

Изменения в учетную политику-2023 по документообороту ФСБУ 27/2021

В первичном документе важна дата его составления и дата совершения хозяйственной операции. Если эти даты различны, важна дата совершения операции.

При электронном документообороте (ЭДО) в первичном документе присутствует несколько дат: дата создания документа, дата приема товаров (работ, услуг) и дата подписания документа. Последняя формируется в момент, когда документ подписывают электронной подписью (ЭП). Дата подписания электронного документа фиксируется информационной системой. Это по сути дата формирования ЭП, которая подтверждает действительность сертификата ЭП на этот момент (п. 8 ФСБУ 27/2021, п. 2 ст. 11 Закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ).

Следует учитывать: право собственности на товар у покупателя возникает с момента передачи товара, если иное не предусмотрено законом или договором. Договором купли-продажи может быть предусмотрено, что право собственности на переданный покупателю товар сохраняется за продавцом до оплаты товара или наступления иных обстоятельств.

Например, в ТОРГ-12 дата документа - 15.11.2022, покупатель фактически получил груз - 16.11.2022, а подписал - 17.11.2022. Если переход права собственности прописан в договоре в момент подписания ТОРГ-12, то дата совершения операции - 16.11.2022., а право собственности перейдет 17.11.2022. Если в договоре не прописан момент перехода права собственности, то дата совершения операции - 16.11.2022, право собственности перейдет в этот день.

Образец учетной политики для целей бухгалтерского учета с 2023 г. для производственной организации на общей системе налогообложения

Образец учетной политики для целей бухгалтерского учета с 2023 г. для строительной организации на общей системе налогообложения

Образец учетной политики для целей бухгалтерского учета с 2023 г. для организации оптовой торговли на общей системе налогообложения

Образец учетной политики для целей бухгалтерского учета с 2023 г. для организации - субъекта малого предпринимательства, применяющей УСН с объектом "доходы, уменьшенные на величину расходов"

Образец учетной политики для целей бухгалтерского учета с 2023 г. для организации - субъекта малого предпринимательства, применяющей УСН с объектом "доходы"

Учетная политика для целей налогообложения на 2023 г.

Что изменить в учетной политике для целей налогообложения на 2023 г.

В законодательстве было несколько вступающих в силу с 2023 г. изменений, из-за которых может потребоваться скорректировать учетную политику для целей налогообложения организациям на ОСН.

Поддержка разработок в сфере искусственного интеллекта

Затраты на приобретение прав (по лицензионным, сублицензионным договорам) на использование программ для ЭВМ и баз данных, включенных в единый реестр российских программ, и баз данных, относящихся к сфере искусственного интеллекта, можно учитывать в расходах с повышающим коэффициентом 1,5 (пп. 26 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Если такие исключительные права относятся к амортизируемому имуществу, повышающий коэффициент 1,5 можно применять при формировании первоначальной стоимости (п. 3 ст. 257 НК РФ).

С применением этого же коэффициента можно учитывать затраты на формирование первоначальной стоимости основного средства, включенного в единый реестр российской радиоэлектронной продукции, относящегося к сфере искусственного интеллекта (п. 1 ст. 257 НК РФ).

Поддержка разработчиков программ для ЭВМ и баз данных

В отношении НМА в виде исключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных, включенные в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных, можно применять повышающий коэффициент (не больше 3) к норме амортизации (пп. 6 п. 2 ст. 259.3 НК РФ). Исключение - НМА, для которых срок полезного использования установлен налогоплательщиком самостоятельно на основании абз. 2 п. 2 ст. 258 НК РФ.

НДС по необлагаемым операциям

С 1 июля 2022 года освобождена от НДС передача исключительных прав и прав на использование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, топологии интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау) на основании договора коммерческой концессии.

Освобождение будет применяться при условии выделения в цене договора коммерческой концессии стоимости передачи этих «освобождаемых» прав (новый пп.26.2 п.2 ст.149 НК РФ).

Передача прав на использование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, топологии интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау) тоже освобождается от НДС, но только если эти права передаются на основании лицензионного договора (пп.26.1 п.2 ст.149 НК РФ).

Не облагаются НДС операции по безвозмездной передаче товаров, работ, услуг, имущественных прав, перечисленных в п. 2 ст. 146 НК РФ и в ст. 149 НК РФ.

Если у организации есть облагаемые и необлагаемые операции, то данный момент она должна прописать в учетной политике.

Например:

«Организация осуществляет облагаемые и не облагаемые НДС операции. Под не облагаемыми НДС операциями в настоящей Учетной политике понимаются операции, освобожденные от налогообложения на основании ст. 149 НК РФ, а также операции по реализации товаров, местом реализации которых не признается территория РФ. При этом пропорция для распределения "входного" НДС, подлежащего разделению, определяется в соответствии с п. 4.1 ст. 170 НК РФ (п. 4 ст. 170 НК РФ)».

Общие вопросы формирования учетной политики, в том числе при применении УСН 

На практике некоторые организации включают в учетную политику положения, для которых разных вариантов не предусмотрено. Если порядок учета урегулирован непосредственно Налоговым кодексом РФ, то нет смысла повторять данные положения в учетной политике.

Рекомендуем проверить, не осталось ли в учетной политике таких "лишних" норм, основанных на изменившемся законодательстве.

Еще раз повторим: если в учетной политике упоминаются ПФР, ФСС РФ, текст нужно привести в соответствие с актуальным названием объединенного фонда - СФР.

В связи с установлением единого тарифа страховых взносов может потребоваться переработать вашу форму регистра по учету выплат и иных вознаграждений физическим лицам, начисленных на них страховых взносов.

В связи с изменением сроков уплаты НДФЛ нужно переработать регистры (карточки) учета по НДФЛ и учесть при этом, что с 2023 г. ставка 13% (15%) применяется к сумме налоговых баз.

Если вы используете регистры учета, предусмотренные вашей бухгалтерской программой, разработчики наверняка обновят их формы. Вам останется только распечатать их и приложить к новой редакции учетной политики (приказу о внесении изменений в учетную политику и утверждении новых регистров).

Кроме того, организация может пересмотреть учетную политику для целей налогообложения по собственной инициативе. В частности, при применении ОСН можно изменить:

Образец учетной политики для целей бухгалтерского учета с 2023 г. для производственной организации на общей системе налогообложения

Образец учетной политики для целей бухгалтерского учета с 2023 г. для строительной организации на общей системе налогообложения

Образец учетной политики для целей бухгалтерского учета с 2023 г. для организации оптовой торговли на общей системе налогообложения

Образец учетной политики для целей бухгалтерского учета с 2023 г. для организации - субъекта малого предпринимательства, применяющей УСН с объектом "доходы, уменьшенные на величину расходов"

Образец учетной политики для целей бухгалтерского учета с 2023 г. для организации - субъекта малого предпринимательства, применяющей УСН с объектом "доходы"

Еще по теме:

Готовое решение: Как организации перейти на учет НМА по ФСБУ 14/2022 и ФСБУ 26/2020 (КонсультантПлюс, 2022)

Путеводитель. Какие изменения внести в учетную политику на 2023 г. (КонсультантПлюс, 2022)

#Бухгалтер #Бухгалтерский и налоговый учет

В избранное PDF

Уведомления