2020 год стал особенно богатым на различные нововведения. Это коснулось почти всех сфер деятельности. Стоит выделить несколько важных изменений, которые будут иметь далеко идущие последствия.
Реформа контроля и надзора
31 июля 2020 года были подписаны, в частности, два новых закона: Федеральный закон от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее – Закон N 247-ФЗ) и Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"(далее – Закон N 248-ФЗ).
Закон N 247-ФЗ вступил в силу 1 ноября 2020 года (за исключением отдельных положений). Нормы Закона N 248-ФЗ будут применяться с 1 января 2021 года за исключением ч. 11 ст. 30, вступающей в силу с 1 января 2022 года, и ч. 2 ст. 39, вступающей в силу с 1 января 2023 года. Эти нормативные акты в скором времени изменят правила государственного и муниципального контроля (надзора).
Закон N 247-ФЗ предусматривает обязанность правительства обеспечить отмену до 1 января 2021 года множества нормативно-правовых актов (НПА):
- правительства;
- федеральных органов исполнительной власти;
- исполнительных и распорядительных органов госвласти РСФСР и СССР.
С начала 2020 года уже было отменено около 4 000 актов СССР. Неотмененные НПА, вступившие в силу до 2020 года, можно не соблюдать, начиная с 2021 года. Исключение составят документы, которые может определить Правительство РФ (ч. 3, 4 ст. 15 Закона N 247-ФЗ).
Главная цель реформы – установление обязательных требований, соблюдение которых осуществляется в рамках контрольных мероприятий, смещение акцента с проведения проверок на профилактику нарушений, стимулирование экономических субъектов к соблюдению обязательных требований.
Для достижения поставленных целей Законом N 247-ФЗ сформулирован ряд принципов, которые должны соблюдаться при установлении и оценке применения обязательных требований (ст. 4 Закона N 247-ФЗ). Принципами установления и оценки применения обязательных требований являются:
1) законность;
2) обоснованность обязательных требований;
3) правовая определенность и системность;
4) открытость и предсказуемость;
5) исполнимость обязательных требований.
Соблюдение этих принципов означает, что обязательные требования:
- устанавливаются исключительно в целях защиты жизни, здоровья людей, нравственности, прав и законных интересов граждан и организаций, непричинения вреда (ущерба) окружающей среде, обороне страны и безопасности государства, объектам культурного наследия (ст. 5 Закона N 247-ФЗ);
- должны соответствовать современному уровню технического прогресса, экономического развития и состоянию материально-технической базы (ст. 6 Закона N 247-ФЗ);
- должны отвечать принципу правовой определенности, то есть быть ясными, логичными, понятными как правоприменителю, так и иным лицам, не должны приводить к противоречиям при их применении (ст. 7 Закона N 247-ФЗ);
- должны находиться в системном единстве, обеспечивающем отсутствие дублирования обязательных требований (ст. 7 Закона N 247-ФЗ);
- должны быть доведены до сведения лиц, обязанных соблюдать их, путем опубликования нормативных правовых актов, устанавливающих указанные требования, с соблюдением соответствующей процедуры (ст. 8 Закона N 247-ФЗ);
- обязательные требования должны быть исполнимыми. При их установлении оцениваются затраты лиц, в отношении которых они устанавливаются, на их исполнение. Такие затраты должны быть соразмерны рискам, предотвращаемым этими обязательными требованиями, при обычных условиях гражданского оборота (ст. 9 Закона N 247-ФЗ);
- установление обязательных требований, исключающих возможность исполнить другие обязательные требования, не допускается (ст. 9 Закона N 247-ФЗ).
Положения актов, устанавливающих обязательные требования, будут вступать в силу с 1 марта или с 1 сентября соответствующего года, но не ранее чем по истечении 90 дней после дня опубликования. Иное может быть установлено федеральным законом или международным договором РФ (ч. 1 ст. 3 Закона 247-ФЗ). Для данного правила предусмотрено исключение: оно не будет применяться в случае издания нормативно-правового акта, например, в период режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (ч. 2 ст. 3 Закона 247-ФЗ).
Большинство законодательных актов будут действовать максимум шесть лет со дня вступления в силу. Это коснется НПА Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, содержащие обязательные требования. Срок может быть продлен, но не более чем на шесть лет (ч. 4 - 6 ст. 3 Закона N 247-ФЗ).
Предполагается, что реформа контроля и надзора полноценно заработает с 1 июля 2021 года. Однако есть сферы, которые она не затронет:
- налоговый, валютный, таможенный контроль;
- контроль за кредитными организациями и банковскими группами;
- соблюдение эмитентами законодательства об АО и ценных бумагах;
- корпоративные отношения в АО;
- госзакупки и закупки по Закону N 223-ФЗ;
- соблюдение законодательства о государственном оборонном заказе;
- противодействие легализации преступных доходов и финансированию терроризма;
- соблюдение антимонопольного законодательства.
Нововведения коснутся как порядка взаимодействия контролирующих и контролируемых лиц, так и особенностей электронного документооборота (ст. 21 Закона N 248-ФЗ).
Поскольку Закон N 248-ФЗ обязывает органы контроля и надзора обеспечивать стремление к добросовестному соблюдению обязательных требований и минимизацию потенциальной выгоды от нарушений (ст. 8 Закона N 248-ФЗ), им вводятся следующие профилактические мероприятия:
- меры стимулирования добросовестности - нематериальное поощрение тех, кто добросовестно соблюдает обязательные требования (ст. 48 Закона N 248-ФЗ);
- самообследование - самостоятельная автоматизированная оценка соблюдения обязательных требований (ст. 51 Закона N 248-ФЗ);
- профилактический визит - беседа по месту деятельности компании или ИП. Даже если в ходе визита выявят нарушения, это не будет основанием выдать компании предписание устранить их (ст. 52 Закона N 248-ФЗ).
Кроме того, Закон N 248-ФЗ предусматривает ситуации, которые помогут избежать контрольно-надзорных мероприятий.
В частности:
- заключение независимой аккредитованной организации, что компания или ИП соблюдает обязательные требования (ст. 54 Закона N 248-ФЗ);
- добровольное членство в СРО (ст. 55 Закона N 248-ФЗ);
- заключение договора страхования рисков причинения вреда (ст. 25 Закона N 248-ФЗ).
Как будут проходить проверки
Планируется введение более мягких контрольно-надзорных мероприятий по сравнению с действующими. Например, мониторинговая закупка. Она, в отличие от уже существующей контрольной закупки, будет проводиться с целью последующего направления товаров, результатов работ и услуг на экспертизу (ст. 68 Закона N 248-ФЗ). В рамках такого мероприятия, как выездное обследование, инспекторы не будут взаимодействовать с компанией или предпринимателем, а проведут лишь визуальную оценку соблюдения обязательных требований, например, организовав осмотр общедоступных производственных объектов (ст. 75 Закона N 248-ФЗ).
Новшеством является то, что многие мероприятия будут проводиться дистанционно, в том числе посредством аудио- или видеосвязи (ст. 56 Закона N 248-ФЗ).
Закон N 248-ФЗ меняет возможно допустимый срок проверки. Он составит 10 рабочих дней.
Реформа расширяет возможности проверяемых лиц оспаривать действия проверяющих, вплоть до признания результатов проверки недействительными. Устанавливается перечень грубых нарушений, наличие которых может привести к отмене решения (ст. 91 Закона N 248-ФЗ).
Досудебное обжалование решений контролирующих органов
С 17 августа 2020 года по 30 июня 2021 года проводится эксперимент по досудебному обжалованию решений некоторых контролирующих (надзорных) органов, а также действий (бездействия) их должностных лиц. Согласно документу можно подать жалобу через Единый портал госуслуг.
Порядок действий определен Постановлением Правительства РФ от 24.07.2020 N 1108 (далее - Постановление N 1108). Введенные Постановлением N 1108 правила связаны с предстоящей реформой контроля и надзора. Участниками эксперимента, уполномоченными на рассмотрение поступающих жалоб, являются МЧС России, Росздравнадзор и Ростехнадзор.
По замыслу законодателей, реформа в сфере государственного контроля (надзора) и муниципального контроля впоследствии предоставит компаниям и индивидуальным предпринимателям больше гарантий при взаимодействии с контролирующими органами.
Изменения валютного законодательства
С 1 января 2021 года вступает в силу Федеральный закон от 31.07.2020 N 291-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле»" (далее – Закон N 291-ФЗ).
Закон N 291-ФЗ расширяет перечень разрешенных валютных операций по зачислению денежных средств на счета представительств или филиалов юридических лиц - резидентов, открытые в зарубежных банках. К таким операциям отнесено зачисление следующих денежных средств, полученных от нерезидентов:
- выплачиваемых в порядке возврата ранее уплаченных представительством или филиалом юрлица - резидента денежных средств за возвращаемый нерезиденту товар, оплаченную нерезиденту услугу (если услуга не оказана или оказана ненадлежащим образом) по сделкам, связанным с осуществлением деятельности представительства или филиала юрлица - резидента (за исключением внешнеторговой деятельности);
- возвращаемых нерезидентом ранее внесенных представительством или филиалом юрлица-резидента в виде залога по договору аренды помещения;
- выплачиваемых представительству или филиалу юрилица - резидента по договору купли-продажи транспортного средства или иного имущества, которыми юрлицо - резидент наделило свои представительство или филиал (за исключением внешнеторговой деятельности);
- выплачиваемых в виде страховых выплат, осуществляемых страховщиками-нерезидентами (Информация ФНС России).
Новым Законом N 291-ФЗ предусмотрена отмена требования о репатриации резидентами иностранной валюты и валюты РФ при проведении зачета встречных требований по обязательствам между транспортными организациями - резидентами и нерезидентами, если расчеты между ними осуществляются в соответствии с принятыми международными организациями в области международных перевозок правилами, устанавливающими порядок проведения взаиморасчетов за международные перевозки и связанные с ними услуги (ч. 3 ст. 1 Закона N 291-ФЗ).
Закон N 291-ФЗ устанавливает для резидентов обязанность отчитываться о движении не только денежных средств, но и иных финансовых активов по своим зарубежным счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка. Данные сведения представляются с 2021 г. по новым правилам ((ст. 2 Закона N 291-ФЗ, Информация ФНС России "Изменились правила представления отчетов о движении средств по зарубежным счетам и вкладам").
Новые валютные правила начнут действовать уже с отчета за первый квартал
Как отмечает ФНС России в своих разъяснениях, новые правила начинают действовать для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей начиная с отчета за первый квартал 2021 года (в течение 30 дней по окончании квартала), а для физических лиц - начиная с отчета за 2021 год (до 1 июня 2022 года или в случае закрытия счета - в месячный срок со дня его закрытия) (Письмо ФНС России от 28.08.2020 N 17-3-02/0122@).
Постановлением Правительства РФ от 09.12.2020 N 2051 внесены соответствующие изменения в Правила предоставления отчетов, предусмотренные Постановлениями Правительства РФ от 28 декабря 2005 г. N 819 и от 12 декабря 2015 г. N 1365. В частности, изложены в новой редакции формы отчетов и уточнены требования к их заполнению.
С целью реализации нововведений необходимы разъяснения контролирующих органов относительно перечня финансовых активов, отчет о которых необходимо представлять.
В новой форме отчетности упомянуты ценные бумаги, производные финансовые инструменты, доли в уставном капитале юридического лица, доли участия в иностранной структуре без образования юридического лица, права требования из договора страхования, а также «иные финансовые активы». Однако доли в уставном капитале юридического лица, как правило, не учитываются на каких-либо счетах в финансовых организациях, и есть неопределенность по внесению сведений в отчет.
Федеральный закон от 20.07.2020 N 218-ФЗ "О внесении изменений в статьи 3.5 и 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" изменены нормы об ответственности за нарушения валютного законодательства.
В частности, налоговые органы могут наложить административный штраф (ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ) за нарушение порядка представления отчета:
- на гражданина – в размере от 2 тыс. до 3 тыс. руб.;
- на должностное лицо - в размере от 4 тыс. до 5 тыс. руб.;
- на организацию - от 40 тыс. до 50 тыс. руб.
При повторном совершении данного правонарушения предусмотрены увеличенные размеры штрафов (ч. 6.5 ст. 15.25 КоАП РФ):
- для гражданина – в размере 20 тыс. руб.;
- для должностного лица - в размере от 30 тыс. до 40 тыс. руб.;
- для организации - от 400 тыс. до 600 тыс. руб.
Статья 15.25 КоАП предусматривает разные штрафы в зависимости от количества дней нарушения срока представления отчета (ч.ч. 6.1, 6.2, 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ).
Введение новых требований в сфере валютного контроля и изменение в правилах привлечения к ответственности полностью соответствуют стратегии ФНС России по ужесточению налогового контроля.