Является ли карантин чрезвычайной ситуацией или действием непреодолимой силы? | Аскон

Главная > Аскон-Навигатор > Вопрос-Ответ > Является ли карантин чрезвычайной ситуацией или действием непреодолимой силы?

1219 Горячая тема В избранное PDF

Является ли карантин чрезвычайной ситуацией или действием непреодолимой силы?


автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам

ВОПРОС

Какие социальные гарантии предусмотрены, если введен карантин? Является ли карантин чрезвычайной ситуацией или действием непреодолимой силы?  

ОТВЕТ

В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" карантин вводится решением Правительства Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления.

Граждане имеют право на возмещение в полном объеме вреда, причиненного их здоровью или имуществу вследствие нарушения другими гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарного законодательства, а также при осуществлении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Однако в настоящее время в соответствии с Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 N 121 (ред. от 13.04.2020) "О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" и Указом Президента РФ от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" карантин на территории Санкт-Петербурга не установлен.

В связи с распространением коронавирусной инфекции были приняты меры для оказания материальной помощи отдельным категориям граждан. Подробнее об этом - в обосновании. 

Карантин может быть признан обстоятельством непреодолимой силы (форс-мажором), если будет установлено соответствие критериям таких обстоятельств (чрезвычайность и непредотвратимость) и причинная связь между этими обстоятельствами и неисполнением обязательства.

В силу пункта 3 статьи 401 ГК РФ для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер.

Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.

Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.

Законодательство Российской Федерации исходит из того, что чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Для предупреждения или устранения последствий чрезвычайной ситуации может быть введен режим чрезвычайной ситуации. Поэтому карантин не является чрезвычайной ситуацией. Карантин и режим чрезвычайной ситуации – это разные способы введения ограничительных мероприятий.

ОБОСНОВАНИЕ

Согласно п. 1 ст. 31 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Далее – Закон N 52-ФЗ), ограничительные мероприятия (карантин) вводятся в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, на территории Российской Федерации, территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в организациях и на объектах хозяйственной и иной деятельности в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

Согласно п. 2 ст. 31 Закона N 52-ФЗ, ограничительные мероприятия (карантин) вводятся (отменяются) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением Правительства Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, а также решением уполномоченных должностных лиц федерального органа исполнительной власти или его территориальных органов, структурных подразделений, в ведении которых находятся объекты обороны и иного специального назначения.

Согласно абз. 6 ст. 8 Закона N 52-ФЗ, граждане имеют право на возмещение в полном объеме вреда, причиненного их здоровью или имуществу вследствие нарушения другими гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарного законодательства, а также при осуществлении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Однако в настоящее время в соответствии с Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 N 121 (ред. от 13.04.2020) "О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (Далее – Постановление N 121) и Указом Президента РФ от 02.04.2020 N 239"О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" карантин на территории Санкт-Петербурга не установлен.

П. 2-6 Постановления N 121 по 30.04.2020 обязывает соблюдать режим самоизоляции граждан в возрасте старше 65 лет, находящихся на территории Санкт-Петербурга.

Согласно п. 13-2.1 Постановления N 121 установлена предоставление единовременной денежной выплаты в размере 2 тыс. руб. гражданам, указанным в пункте 2-6 постановления, соблюдающим режим самоизоляции.

Порядок данной денежной выплаты установлен распоряжением Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 31.03.2020 N 183-р "О реализации пункта 13-2 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 N 121".

Согласно п. 3.3.2 Постановления N 121, рекомендовано по 30.04.2020 гражданам, находящимся на территории Санкт-Петербурга, не покидать места проживания (пребывания), за исключением случаев обращения за экстренной (неотложной) медицинской помощью и случаев иной прямой угрозы жизни и здоровью, случаев следования к месту (от места) осуществления деятельности (в том числе работы), которая не приостановлена в соответствии с постановлением, осуществления деятельности, связанной с передвижением по территории Санкт-Петербурга, в случае, если такое передвижение непосредственно связано с осуществлением деятельности, которая не приостановлена в соответствии с постановлением (в том числе оказанием транспортных услуг и услуг доставки), а также следования к ближайшему месту приобретения товаров, работ, услуг, реализация которых не ограничена в соответствии с постановлением, выгула домашних животных на расстоянии, не превышающем 100 метров от места проживания (пребывания), выноса отходов до ближайшего места накопления отходов.

Согласно п. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (Далее – ГК РФ), лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Согласно п. 3 ст. 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Согласно п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7, в силу пункта 3 статьи 401 ГК РФ для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер.

Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.

Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.

Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.

Признание распространения новой коронавирусной инфекции обстоятельством непреодолимой силы не может быть универсальным для всех категорий должников, независимо от типа их деятельности, условий ее осуществления, в том числе региона, в котором действует организация, в силу чего существование обстоятельств непреодолимой силы должно быть установлено с учётом обстоятельств конкретного дела (в том числе срока исполнения обязательства, характера неисполненного обязательства, разумности и добросовестности действий должника и т.д.).

Согласно ответу на вопрос 7 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21 апреля 2020 года, применительно к нормам статьи 401 ГК РФ обстоятельства, вызванные угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, а также принимаемые органами государственной власти и местного самоуправления меры по ограничению ее распространения, в частности, установление обязательных правил поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, запрет на передвижение транспортных средств, ограничение передвижения физических лиц, приостановление деятельности предприятий и учреждений, отмена и перенос массовых мероприятий, введение режима самоизоляции граждан и т.п., могут быть признаны обстоятельствами непреодолимой силы, если будет установлено их соответствие названным в п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 критериям таких обстоятельств и причинная связь между этими обстоятельствами и неисполнением обязательства.

При этом следует иметь в виду, что отсутствие у должника необходимых денежных средств, по общему правилу, не является основанием для освобождения от ответственности за неисполнение обязательств. Однако если отсутствие необходимых денежных средств вызвано установленными ограничительными мерами, в частности запретом определенной деятельности, установлением режима самоизоляции и т.п., то оно может быть признано основанием для освобождения от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств на основании статьи 401 ГК РФ.

Освобождение от ответственности допустимо в случае, если разумный и осмотрительный участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать неблагоприятных финансовых последствий, вызванных ограничительными мерами (например, в случае значительного снижения размера прибыли по причине принудительного закрытия предприятия общественного питания для открытого посещения).

Согласно абз. 1 ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 01.04.2020) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Далее – Закон N 68-ФЗ), чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Согласно абз. 6 ст. 1 Закона N 68-ФЗ, режим функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций - это определяемые в зависимости от обстановки, прогнозирования угрозы чрезвычайной ситуации и возникновения чрезвычайной ситуации порядок организации деятельности органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и основные мероприятия, проводимые указанными органами и силами в режиме повседневной деятельности, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

Извлечение из Обзора: "Перечень мер в связи с коронавирусом (COVID-19)" (КонсультантПлюс, 2020):

Основные меры для безработных, соискателей и трудящихся

Правительство РФ утвердило по 31 декабря 2020 г. временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных и осуществления социальных выплат гражданам, признанным безработными. В частности, для поиска подходящей работы граждане дистанционно обращаются в государственные учреждения службы занятости населения. Для этого нужно заполнить заявление в электронной форме в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий "Работа в России" либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".

Решение о признании гражданина безработным принимается центром занятости населения по месту его жительства не позднее 11 дней со дня представления заявления в электронной форме. Одновременно с указанным решением принимается решение о назначении пособия по безработице. Граждане в электронной форме с использованием информационно-аналитической системы либо единого портала уведомляются о размере и сроках выплаты пособия по безработице.

Роструд сообщил, что для того, чтобы встать на учет в службе занятости, достаточно составить резюме и подать заявление через личный кабинет на портале Роструда "Работа в России". Собирать и прикладывать копии документов, в том числе трудовую книжку, справку о среднемесячном заработке за последние 3 месяца, приказ об увольнении от предыдущего работодателя не требуется. Информация о возможностях трудоустройства будет поступать в режиме онлайн в личный кабинет.

Минтруд России ранее разъяснил, в том числе вопросы соблюдения прав работников с 30 марта по 3 апреля 2020 г., объявленных Президентом РФ нерабочими в связи с коронавирусом. В случае принуждения работника организации, не относящейся к категориям, которые должны работать на этой неделе, исполнять трудовые обязанности под угрозой сокращения заработной платы или увольнения - необходимо сообщить в инспекцию труда в своем регионе, а также через сервис "Коронавирус: горячая линия" на портале "Онлайнинспекция.рф".

  • Постановление Правительства РФ от 08.04.2020 N 460
  • Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 N 432
  • Распоряжение Правительства РФ от 04.04.2020 N 898-р
  • Постановление Правительства РФ от 08.04.2020 N 461
  • Письмо ФНС России от 07.04.2020 N БС-4-11/5843@
  • Письмо ФНС России от 09.04.2020 N БС-3-11/2857@
  • Информация Минтруда России от 02.04.2020 "Вопросы-ответы по организации удаленной работы и соблюдению прав работников в период нерабочей недели"
  • Информация Роспотребнадзора "О защите прав потребителей в условиях распространения нового коронавируса COVID-19"
  •  Информация Роструда "Поиск работы и оформление пособия по безработице доступны онлайн на "Работе в России"

 См. также:

Материальная помощь отдельным категориям граждан

Правительство РФ утвердило Правила для осуществления ежемесячной выплаты в размере 5000 руб. на каждого ребенка до 3 лет.

В частности, за назначением данной выплаты необходимо обратиться с заявлением в территориальный орган ПФР. С заявлением можно обратиться до 1 октября 2020 г., но не ранее возникновения права на ежемесячную выплату. Ежемесячная выплата осуществляется в апреле - июне 2020 г. лицам, проживающим на территории РФ и имеющим (имевшим) право на материнский капитал, при условии, что такое право возникло у них до 1 июля 2020 г., на каждого ребенка в возрасте до 3 лет, имеющего гражданство РФ.

Правительству РФ поручено обеспечить внесение в нормативные правовые акты для следующих основных изменений:

  • установление минимального размер пособия по временной нетрудоспособности не менее одного МРОТ - до 31 декабря 2020 г. включительно;
  • увеличения максимального размер пособия по безработице до одного МРОТ - до 31 декабря 2020 г. включительно.

Правительство РФ распорядилось выделить Минздраву России из резервного фонда Правительства РФ в 2020 году бюджетные ассигнования в том числе на предоставление иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ и субсидий из федерального бюджета на осуществление выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19.

Кроме того, Правительству РФ поручено совместно с Банком России - разработать и утвердить план действий по обеспечению устойчивой динамики кредитования предприятий реального сектора экономики. Данный план должен включать в том числе субсидирование процентных ставок по этим кредитам, а также предоставление государственных гарантий.

По состоянию на 3 апреля 2020 г. для целей предоставления "кредитных каникул" разработана методика определения среднемесячного дохода заемщика. В частности, среднемесячный доход заемщика - физического лица определяется как частное от деления всех совокупных доходов заемщика на число календарных месяцев, в каждом из которых были установленные постановлением выплаты. При этом размер среднемесячного дохода физлица рассчитывается на основании сведений, предоставленных заемщику (заемщикам) федеральными органами исполнительной власти, государственными органами, государственными внебюджетными фондами РФ для их последующей передачи по запросу заинтересованному кредитору.

Установлены максимальные размеры потребительских и ипотечных кредитов (займов), по которым физические лица могут воспользоваться "кредитными каникулами" - обратиться с требованием об изменении условия договора о приостановлении исполнения заемщиков своих обязательств. Такие размеры варьируются от 100 тыс. руб. до 2 млн руб. в зависимости от целей, на которые кредит был получен. Кроме того, установлено, что для жилых помещений, расположенных на территории г. Москвы, максимальный размер ипотечного кредита составляет 4,5 млн руб., а для жилых помещений, расположенных на территориях Московской области, г. Санкт-Петербурга, а также субъектов РФ, входящих в состав Дальневосточного федерального округа - 3 млн руб.

Банк России рекомендовал указывать в кредитной истории физлица причины применения льготного периода. Это поможет исключать события реструктуризации долговых обязательств, связанных с распространением коронавирусной инфекции, из моделей оценки вероятности дефолта заемщика кредиторов и индивидуального рейтинга субъекта кредитной истории, рассчитываемого бюро кредитных историй.

  • Постановление Правительства РФ от 09.04.2020 N 474
  • Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 N 435 "Об установлении максимального размера кредита (займа) для кредитов (займов), по которому заемщик вправе обратиться к кредитору с требованием об изменении условий кредитного договора (договора займа), предусматривающим приостановление исполнения заемщиком своих обязательств"
  • Постановление Правительства РФ от 10.04.2020 N 478
  • Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 N 436 "Об утверждении методики расчета среднемесячного дохода заемщика (совокупного среднемесячного дохода заемщиков) в целях установления льготного периода, предусматривающего приостановление исполнения заемщиком своих обязательств по кредитному договору (договору займа)"
  • Федеральный закон от 03.04.2020 N 106-ФЗ
  • Информационное письмо Банка России от 07.04.2020 N ИН-05-47/52
  • Информационное сообщение от 03.04.2020 Банка России
  • Информация Банка России "Информация о работе микрофинансовых институтов в период с 4 по 30 апреля"
  • Информационное письмо Банка России от 31.03.2020 N ИН-06-59/42 "О предоставлении льготного периода в связи с уменьшением уровня дохода заемщика"
  • Информационное письмо  Банка России от 05.04.2020 N ИН-06-59/49
  • Перечень поручений по итогам обращения Президента в связи с распространением коронавирусной инфекции на территории страны (утв. Президентом РФ 28.03.2020 г. N Пр-586)
  • Информация ПФ РФ
  • Распоряжение Правительства РФ от 12.04.2020 N 976-р

#Юрист #Бизнес vs Коронавирус

В избранное PDF

Уведомления