Вопрос:
Правомерно ли ФНС произвела перерасчет пени в сторону увеличения в 2025 году по исполненной налоговой задолженности за период с 01.10.2017 по 08.03.2022, согласно п.6 ст.11.3 ст.75? На 31.12.2024 справка об отсутствии задолженности имеется. Организация погасила задолженность в 2024 году.
Ответ:
Считаем действия ФНС неправомерными.
Обоснование
С 2023 года многие нормы налогового законодательства действуют в новой редакции в связи с введением единого налогового платежа (ЕНП) и единого налогового счета (ЕНС). В том числе изменен текст ст. 75 НК PФ «Пеня».
Термин «пени» детализирован в п. 1 ст. 75 НК PФ: «Пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен уплатить в бюджетную систему Pоссийской Федерации в cлучае неисполнения обязанности по уплате причитающихся сумм налогов в установленные законодательством о налогах и сборах сроки».
Чтобы правильно рассчитать сумму пеней, нужно в первую очередь уяснить особенности подсчета количества дней просрочки:
- Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, взноса.
- Количество дней просрочки считается со дня возникновения на ЕНС недоимки, в отношении которой начисляются пени по день исполнения совокупной обязанности по уплате налогов, взносов включительно.
При расчете пеней по налогам и взносам на ОПС, ОМС и по ВНиМ количество календарных дней просрочки считается со дня возникновения на едином налоговом счете (ЕНС) недоимки, в отношении которой начисляются пени, по день исполнения совокупной обязанности по уплате налогов (взносов) включительно (п.п. 3, 9 ст. 75 НК PФ). Она считается исполненной, в частности, на дату перечисления денежных средств в качестве единого налогового платежа (ЕНП), но не ранее даты включения налогов и страховых взносов в совокупную обязанность, учитываемую на ЕНС (пп. 1, 3 п. 7, п. 17 ст. 45 НК PФ). Поскольку пени рассчитываются только на сумму недоимки, а в совокупную обязанность входят и другие суммы, полагаем, законодатель имел в виду не всю сумму совокупной обязанности, а только относящуюся к соответствующей недоимке.
На период с 9 марта 2022 г. по 31 декабря 2024 г. были введены временные правила расчета пеней. Согласно этим правилам пени по налогам и взносам рассчитываются исходя из 1/300 ставки рефинансирования независимо от длительности просрочки. Таким образом, использование повышенной ставки 1/150 с 31-го дня просрочки было отложено до 01.01.2025.
С 01.01.2025 пени будут взимать в следующем порядке (ст. 75 НК PФ в ред. закона от 29.10.2024 № 362-ФЗ):
- за первые 30 календарных дней просрочки - из 1/300 ставки рефинансирования за каждый день;
- с 31 дня по 90 день включительно - из 1/150 ставки рефинансирования;
- с 91 дня - снова из 1/300 ставки.
В соответствии с п. 2 ст. 5 НК PФ изменения законодательства о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Таким образом, действия ФНС по перерасчету пени в сторону увеличения в 2025 году по исполненной налоговой задолженности за период с 01.10.2017 по 08.03.2022 явялются неправомерными.
Напоминаю, что изложенное является экспертным мнением. В связи с отсутствием нормативного регулирования и сложившейся правоприменительной практики по данной ситуации рекомендуем обратиться за разъяснениями в Минфин Pоссии или в налоговые органы.