Главная > Аскон-Навигатор > Вопрос-Ответ > Возможно ли внесение изменений в Устав юридического лица в процедуре...

125 Горячая тема PDF

Возможно ли внесение изменений в Устав юридического лица в процедуре банкротства?


автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам

ВОПРОС

В отношении акционерного общества введена одна из процедур банкротства – наблюдение. Возможно ли в данной ситуации внести изменения в устав общества? Изменения, касаются в том числе изменения статуса акционерного общества. На каких стадиях процедуры банкротства запрещено вносить изменения в устав?

ОТВЕТ

Однозначный запрет на внесение изменений в устав установлен только для обществ, в отношении которых в ЕГРЮЛ внесена запись об их нахождении в процессе ликвидации. В случае начала процедур банкротства ни закон о государственной регистрации юридических лиц, ни закон о банкротстве не содержат запрета на внесение изменений в устав. Также в законе о государственной регистрации юридических лиц нет оснований для отказа в государственной регистрации изменений в устав, связанных с введением процедур банкротства в отношении юридического лица.

По сути, возможность внесения изменений в устав у общего собрания учредителей полностью прекращается только на стадии конкурсного производства. Причем запрета на внесение изменений не установлено, однако на данной стадии прекращаются полномочия всех органов управления, включая общее собрание акционеров. При этом полномочия по внесению изменений в устав на стадии конкурсного производства не утрачиваются, поскольку конкурсный управляющий принимает полномочия всех органов управления должника.

Соответственно, на стадии наблюдения общее собрание акционеров вправе принимать решение о внесении изменений в устав с учетом запрета на принятие определенных решений, установленного для данной стадии банкротства (например, решения о создании  филиалов).

ОБОСНОВАНИЕ

Согласно пункту 2 статьи 20 и подпункту «в» пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 26.11.2019) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.05.2020), основанием для отказа в регистрации изменений в устав является внесение в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или внесение в единый государственный реестр юридических лиц записей в связи с реорганизацией юридических лиц, участником которой является юридическое лицо, находящееся в процессе ликвидации.

Однако государственная регистрация в связи с ликвидацией юридического лица в случае применения процедуры в деле о банкротстве юридического лица осуществляется на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства, поступившего в регистрирующий орган из арбитражного суда путем направления указанного определения заказным письмом с уведомлением о вручении либо в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет (п. 2 ст. 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ).

Введение наблюдения не является основанием для отстранения руководителя должника и иных органов управления должника, которые продолжают осуществлять свои полномочия с ограничениями, установленными законом (п. 1 ст. 64 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 24.04.2020) "О несостоятельности (банкротстве)" (далее – закон о банкротстве).

Органы управления должника на стадии наблюдения не вправе принимать решения (п. 3 ст. 64 Закона о банкротстве):

  • реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) и ликвидации должника;
  • создании филиалов и представительств;

Определенные изменения в устав могут быть приняты в случае введения внешнего управления, в частности органы управления должника в пределах компетенции, установленной федеральным законом, вправе принимать решения (п. 2 ст. 94 Закона о банкротстве):

  • об определении количества, номинальной стоимости объявленных акций;
  • об увеличении уставного капитала акционерного общества путем размещения дополнительных обыкновенных акций;
  • об определении порядка ведения общего собрания акционеров;
  • иные необходимые для размещения дополнительных обыкновенных акций должника решения.

На стадии внешнего управления прекращаются полномочия органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия, полномочия руководителя должника и иных органов управления должника переходят к внешнему управляющему, за исключением полномочий органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия, предусмотренных законом (п. 1 ст. 94 Закона о банкротстве).

Органы управления должника на стадии внешнего управления в пределах компетенции, установленной федеральным законом, вправе принимать решения (п. 2 ст. 94 Закона о банкротстве):

  • об определении количества, номинальной стоимости объявленных акций;
  • об увеличении уставного капитала акционерного общества путем размещения дополнительных обыкновенных акций;
  • об определении порядка ведения общего собрания акционеров;
  • иные необходимые для размещения дополнительных обыкновенных акций должника решения.

Согласно пункту 2 статьи 126 Закона о банкротстве с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия (за исключением полномочий общего собрания участников должника, собственника имущества должника принимать решения о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом или третьими лицами для исполнения обязательств должника).

В соответствии с пунктом 1 статьи 129 Закона о банкротстве с даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника - унитарного предприятия в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом.

Возможно, вам будут интересны эти темы:

44-ФЗ: при рассмотрении вторых частей заявок в первой части заявки выявлено несоответствие, как поступить в этом случае?

15
06.08.2020

Аукционная комиссия заказчика наделена правом при рассмотрении вторых частей...

Новшества последней версии КонсультантПлюс

167 31.07.2020

3 интерфейсных новшества КонсультантПлюс, которые будут полезны всем пользователям.

Постановление Правительства РФ от 24.07.2020 N 1108 "О проведении на территории Российской Федерации эксперимента по досудебному обжалованию решений контрольного...

В августе начнется эксперимент по досудебному онлайн-обжалованию решений контрольных органов Правительство решило провести с 17 августа 2020 по 30 июня 2021 года эксперимент по досудебному обжалованию решений...
Российское законодательство
Федеральный закон от 31.07.2020 N 259-ФЗ "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Подписан закон о цифровых финансовых активах и цифровых валютах Цифровыми финансовыми активами (далее - ЦФА) признаются цифровые права, включающие денежные требования, возможность осуществления прав по эмиссионным...
Российское законодательство

Подпишитесь на рассылку и будьте в курсе новостей

Выбрать рассылки