Вопрос
Предприятие (НИИ) собирается проводить научную конференцию, приуроченную к юбилею. Участникам конференции, российским и зарубежным ученым, разосланы приглашения, взносы с участников конференции не взимаются. Предприятие арендует залы для проведения конференции и организует буфетное обслуживание и банкет. Можно ли отнести расходы на проведение конференции к рекламным? Можно ли их учесть в налоговой базе по налогу на прибыль?
Ответ
В данной ситуации затраты на проведение конференции относятся к представительским расходам, которые в свою очередь входят в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией и, с точки зрения налогового учета, нормируются в соответствии с требованиями законодательства. При этом расходы на организацию развлечений и отдыха, а также на оплату проезда и проживания участников мероприятия и на покупку подарков в состав представительских не включаются, и по налоговому учету не принимаются.
Обоснование
Рекламой является любая информация, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к товарам (работам, услугам, мероприятиям), их изготовителю (продавцу, организатору) (п. п. 1 – 3 ст. 3 Закона N 38-ФЗ). В данной ситуации конференция организуется для определенного круга лиц. Следовательно, расходы на проведение конференции к рекламным не относятся. Вышеуказанные затраты правомерно классифицировать как представительские расходы.
Согласно п. 2 ст. 264 НК РФ,
К представительским расходам относятся расходы налогоплательщика на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика, независимо от места проведения указанных мероприятий. К представительским расходам относятся расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах, транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно, буфетное обслуживание во время переговоров, оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий.
(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)
К представительским расходам не относятся расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний.
Согласно Письму Минфина от 05.06.2015 N 03-03-06/2/32859) к представительским расходам относятся:
- расходы на проведение переговоров с представителями других компаний и клиентами – физическими лицами (это могут быть как уже работающие с вашей организацией контрагенты, так и потенциальные);
- на проведение заседаний совета директоров (наблюдательного совета, правления) вашей организации.
К представительским относятся, в частности, затраты:
- на организацию официального приема (завтрака, обеда, иного аналогичного мероприятия) или заседания, проводимого как на территории вашей организации, так и за ее пределами, например в ресторане. При этом в расходы включается и стоимость алкогольных напитков (Письма Минфина от 25.03.2010 N 03-03-06/1/176, УФНС по г. Москве от 12.04.2007 N 20-12/034115);
- по доставке участников к месту проведения представительского мероприятия и обратно;
- на буфетное обслуживание во время мероприятия;
- на услуги переводчиков во время мероприятия.
Нельзя учесть для целей налогообложения расходы (Письмо Минфина от 01.12.2011 N 03-03-06/1/796):
- на развлекательные и оздоровительные мероприятия (например, посещение боулинга, бильярда, экскурсий, театров, тренажерного зала, бассейна, сауны и т.п.);
- на оплату проезда и проживания лиц, приглашенных для участия в представительском мероприятии из других населенных пунктов;
- на приобретение подарков, призов, дипломов для участников мероприятия (Письмо Минфина от 25.03.2010 N 03-03-06/1/176).
Представительские расходы в течение отчетного (налогового) периода включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4 процента от расходов налогоплательщика на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период. В соответствии с пп. 22 п. 1 ст. 264 НК РФ представительские расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.
Таким образом, в данной ситуации затраты на проведение конференции относятся к представительским расходам, которые в свою очередь входят в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией и с точки зрения налогового учета нормируются в соответствии с требованиями законодательства. При этом расходы на организацию развлечений и отдыха, а также на оплату проезда и проживания участников мероприятия и на покупку подарков в состав представительских не включаются, и по налоговому учету не принимаются.
![]() |
На вопрос отвечала: |