Главная > Аскон-Навигатор > Вопрос-Ответ > Требуется ли заключение независимого оценщика для переоценки НМА в бухучете?

81 Горячая тема PDF

Требуется ли заключение независимого оценщика для переоценки НМА в бухучете?


автор ответа, консультант Аскон по бухгалтерскому учету и налогообложению

ВОПРОС

В организации на учете стоят НМА. Это программное обеспечение. Мы хотим провести их переоценку в бухгалтерском учете. Мы можем сделать ее самостоятельно или обязаны привлечь для этих целей специализированного оценщика? Если мы привлечем специализированного оценщика, то документ, который он нам выдаст, может быть экспертным заключением или это должен быть именно отчет об оценке?    

ОТВЕТ

Заключения независимого оценщика для  переоценки НМА не требуется. Вы можете сделать переоценку программного обеспечения, учитываемого в качестве НМА, самостоятельно. Однако сделать это можно, если в свободном доступе найдете подтверждение рыночной стоимости  аналогичного программного обеспечения, так называемые данные «активного рынка».

ОБОСНОВАНИЕ

Фактическая (первоначальная) стоимость нематериального актива, по которой он принят к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством Российской Федерации и ПБУ 14/2007.

При этом пунктом 16 ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов" (Приказ Минфина РФ от 27.12.2007 N 153н) изменение фактической (первоначальной) стоимости нематериального актива, по которой он принят к бухгалтерскому учету, допускается в случаях переоценки и обесценения нематериальных активов.

ПБУ 14/2007 не содержит требований о проведении оценки  НМА независимым оценщиком.

Коммерческая организация может не чаще одного раза в год (на конец отчетного года) переоценивать группы однородных нематериальных активов по текущей рыночной стоимости, определяемой исключительно по данным активного рынка указанных нематериальных активов.

Таким образом, важно отметить, что право проводить переоценку предоставлено только коммерческим организациям и не чаще одного раза в год. При этом переоценивать можно только те объекты, по которым есть данные активного рынка.

При этом в российском бухгалтерском учете понятие активного рынка отсутствует.

С учетом изменений в ПБУ 1/2008 следует обратиться к МСФО. Так, согласно п. 78 МСФО (IAS) 38 "Нематериальные активы" применительно к нематериальному активу наличие активного рынка представляет собой редкое, но тем не менее возможное явление. Например, в некоторых юрисдикциях может существовать активный рынок для лицензий на перевозку пассажиров, лицензий на рыболовство или производственных квот, на передачу которых нет ограничений. Однако наличие активного рынка исключается, если речь идет о торговых марках, титульных данных газет, правах на выпуск музыкальных альбомов и кинофильмов, патентах или товарных знаках, поскольку каждый из перечисленных активов имеет уникальный характер. Кроме того, хотя нематериальные активы являются предметом купли-продажи, условия договоров покупатели и продавцы согласуют между собой в индивидуальном порядке, а операции совершаются довольно редко. По этим причинам цена, уплаченная за один актив, не всегда является достаточным свидетельством справедливой стоимости другого актива. Кроме того, информация о ценах часто не является общедоступной.

Поэтому в силу отсутствия в большинстве случаев активного рынка переоценка нематериальных активов практически невозможна.

Однако если активный рынок существует и организация принимает решение о переоценке, то сумма дооценки нематериальных активов в результате переоценки зачисляется в добавочный капитал организации. Сумма дооценки нематериального актива, равная сумме его уценки, проведенной в предыдущие отчетные годы и отнесенной на финансовый результат в качестве прочих расходов, зачисляется в финансовый результат в качестве прочих доходов.

Гораздо реальнее проверить НМА на обесценение - п. 22 ПБУ 14/2007. Этот пункт сразу отправляет бухгалтеров к правилам МСФО, а именно к МСФО (IAS) 36 "Обесценение активов" - п. 8, 9 и 18. Проверка НМА на обесценение производится в порядке, определенном Международными стандартами финансовой отчетности -  МСФО (IAS) 38 "Нематериальные активы" и МСФО (IAS) 36 "Обесценение активов" (п. 22 ПБУ 14/2007).

НМА обесценивается, если его балансовая стоимость превосходит возмещаемую стоимость. Компания должна на конец каждого отчетного периода оценить, нет ли каких-либо признаков обесценения НМА. Возмещаемая сумма актива определяется как наибольшая из следующих величин:

  • или справедливая стоимость за вычетом затрат на продажу;
  • или ценность использования актива.

Так как компании дается право, а не обязанность проверки НМА на обесценение, если нет очевидных признаков обесценения, то НМА можно и не проводить.

Сумма уценки нематериального актива в результате переоценки относится на финансовый результат в качестве прочих расходов. Сумма уценки нематериального актива относится в уменьшение добавочного капитала организации, образованного за счет сумм дооценки этого актива, проведенной в предыдущие отчетные годы. Превышение суммы уценки нематериального актива над суммой его дооценки, зачисленной в добавочный капитал организации в результате переоценки, проведенной в предыдущие отчетные годы, относится на финансовый результат в качестве прочих расходов.

Возможно, вам будут интересны эти темы:

Распространяются ли пониженные страховые взносы в связи с коронавирусом на страхователей, уже уплачивающих страховые взносы по пониженным тарифам?

13
03.08.2020

Страхователи, уплачивающие страховые взносы по пониженным тарифам...

Новшества последней версии КонсультантПлюс

61 31.07.2020

3 интерфейсных новшества КонсультантПлюс, которые будут полезны всем пользователям.

Постановление ФСС РФ от 25.06.2020 N 107 "Об утверждении значений основных показателей по видам экономической деятельности на 2021 год" (Зарегистрировано в Минюсте России...

На 2021 год определены показатели по видам деятельности для расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на "травматизм и профзаболевания". Значения основных показателей на очередной финансовый год утверждаются в...
Российское законодательство
Федеральный закон от 31.07.2020 N 265-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"

В целях развития IT-индустрии для российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, разрабатывающих и реализующих разработанные ими программы для ЭВМ, соответствующих...
Российское законодательство

Подпишитесь на рассылку и будьте в курсе новостей

Выбрать рассылки