Как переименовывать должность в соответствии с профстандартами | Аскон

Главная > Аскон-Навигатор > Вопрос-Ответ > Профстандарты: нужно ли переименовывать должность и как?

Профстандарты: нужно ли переименовывать должность и как?


автор ответа, консультант Аскон по трудовым вопросам и кадровому делопроизводству

Вопрос

В нашей организации есть такая должность как «водитель-экспедитор». Данные сотрудники вместе с управлением автомобилем исполняют обязанности по осуществлению экспедиторских работ.

В связи с утверждением профстандарта «водитель внедорожных автомототранспортных средств», а также с обязанностью применения профессиональных стандартов с 01.07.2016, обязательно ли нам переименовывать должность «водитель-экспедитор»? Если обязательно, то как должна называться данная должность в соответствии с профстандартом?


 

Ответ

Если ваши вновь принятые (после 01.07.16) водители перевозят крупногабаритный и (или) тяжеловесный груз и (или) работают во вредных условиях труда – соблюдение требования к наименованию должности в соответствии с профстандартом или квалификационными справочниками является обязательным.

Для ранее принятых водителей при утверждении новых профстандартов возможно переименование их должностей в соответствии с профстандартами.


 

Обоснование

С 1 июля 2016 года работодатели обязаны применять профстандарты в части тех требований к квалификации работников, которые установлены в ТК РФ, иных нормативных правовых актах согласно ст. 195.3 ТК РФ.

Соблюдение требований профстандарта необходимо, когда выполнение работы предполагает компенсации, льготы либо ограничения, установленные ТК РФ или иным федеральным законом. В такой ситуации наименование должности и требования к квалификации определяются в соответствии с профстандартом или квалификационным справочником (ЕКС, ЕТКС). Если должность есть и в справочнике, и (или) в профстандарте, работодатель вправе выбрать, какой акт использовать.

Действие профстандарта «водитель внедорожных автомототранспортных средств» не распространяется на грузовые автомобили (в данном профстандарте упомянуты снегоходы, вездеходы, трактора, и т.п. транспортные средства).

Должности «водитель-экспедитор» и квалификационных характеристик к этой должности не содержится в нормативно-правовых актах. В изданных действующих на текущий момент нормативно-правовых актах присутствуют характеристики по должностям «Водитель автомобиля» и «Экспедитор».

Поскольку для должности «экспедитор» действующее трудовое законодательство и иные правовое акты не устанавливают требований к квалификации, соблюдение профстандарта по этой должности не является обязательным. Работа по должности «экспедитор» может являться для водителя дополнительной.

Как указал Минтруд в Письме от 04.04.2016 N 14-0/10/В-2253 «Ответы на типовые вопросы по применению профессиональных стандартов», вступление в силу профстандартов не является основанием для увольнения тех, кто уже работает. Применять обязательные профстандарты или квалификационные справочники нужно, в частности, при приеме на работу новых сотрудников.

В свою очередь, для водителей грузового транспорта с вредными условиями труда соблюдение требований профстандарта или квалификационных справочников будет являться обязательным. Профстандарты по должности «водитель» на данный момент не утверждены.

Таким образом, работодатель может использовать на текущий момент:

  • квалификационные характеристики по профессии «Водитель автомобиля (1, 2 и 3-го класса)», приведенные в Квалификационном справочнике, утвержденном Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20.02.1984 N 58/3-102;
  • тарифно-квалификационную характеристику профессии «Водитель автомобиля (4-го разряда)», утвержденную Постановлением Минтруда России от 10.11.1992 N 31;
  • профессиональные и квалификационные требования к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными Приказом Минтранса России от 28.09.2015 N 287. (Исключением является п. 12.3 названных требований, который вступит в силу с 14 декабря 2018 г. (п. 2 Приказа Минтранса России от 28.09.2015 N 287). Требования к уровню профессионального образования и стажу (опыту) работы водителя грузового автомобиля не предъявляются (П.5 4. данного Приказа).)

Однако устанавливаются п. 10.3 данного приказа следующие требования к стажу (опыту) работы:

  • к водителю автомобиля, осуществляющему перевозку крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза, – наличие общего стажа (опыта) работы в качестве водителя не менее пяти лет, из которых не менее одного последнего года – в качестве водителя транспортного средства соответствующей категории;
  • к водителю автомобиля, сопровождающему перевозку крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза, – наличие стажа (опыта) работы в качестве водителя автомобиля, осуществляющего перевозку крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза не менее одного года.

Таким образом, для данных водителей, перевозящих крупногабаритные и (или) тяжеловесные грузы соблюдение профстандарта или квалификационных характеристик становятся обязательным.

Если ваши вновь принятые (после 01.07.16) водители перевозят крупногабаритный и (или) тяжеловесный груз и (или) работают во вредных условиях труда – соблюдение требования к наименованию должности в соответствии с профстандартом или квалификационными справочниками является обязательным.

Для ранее принятых водителей при утверждении новых профстандартов возможно переименование их должностей в соответствии с профстандартами.

%custom getevent(1988)%

#Бухгалтер #Юрист #Специалист по кадрам #Юридические вопросы

В избранное PDF

Уведомления