Главная > Аскон-Навигатор > Вопрос-Ответ > Приобретение мебели через электронный аукцион

2504 PDF

Приобретение мебели через электронный аукцион


автор ответа,

 Вопрос 

Мы должны переехать в новое здание. Можем ли мы закупить мебель для персонала через аукцион, а мебель для руководителя приобрести двумя прямыми договорами, чтобы купить то, что нам нужно, а не то, что предложат те, которые выиграют.

 Ответ 

Заказчик вправе самостоятельно выбрать способ закупки, но с учетом ограничений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон N 44-ФЗ). 

 Обоснование 

Согласно пункту 1 статьи 24 Закона N 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

В соответствии с ч. 5 ст. 24 Закона N 44-ФЗ заказчик выбирает способ определения поставщика самостоятельно с учетом требований данного Закона. Этот выбор не должен влечь за собой необоснованное сокращение числа участников закупки, поэтому в техническом задании рекомендуется обосновать способ определения поставщика.

Проведение аукциона

Заказчик вправе по своему желанию проводить электронные аукционы для закупки товаров (работ, услуг), которые не включены в специальные перечни[1] (ч. 3 ст. 59 Закона N 44-ФЗ). Электронный аукцион не проводится, если заказчик обязан применять закрытые способы определения поставщика (подрядчика, исполнителя; далее – поставщик) (ч. 1 и 2 ст. 84 Закона N 44-ФЗ). Других ограничений на использование электронного аукциона для определения поставщика законом не предусмотрено.

Следовательно, вы вправе провести аукцион на закупку мебели для своего персонала.

Закупка у единственного поставщика

Статьей 93 Закона N 44-ФЗ предусмотрены случаи, когда возможно осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) без использования конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В частности, подпунктом 4 пункта 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ предусмотрено осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 тыс. руб.

При этом годовой объем таких закупок ограничен (за исключением закупок для нужд сельских поселений) и не должен превышать одно из следующих значений:

  • 2 млн руб.;
  • 5% от совокупного годового объема закупок, составляя при этом не более 50 млн руб.

Стоит отметить, что ограничений по количеству таких контрактов, а также по одноименности закупаемых товаров, работ, услуг в течение какого-либо календарного периода времени (квартал, месяц, день) нормы Закона N 44-ФЗ не содержат (см. Письмо Минэкономразвития России от 20.10.2015 N Д28и-3179, Письмо Минэкономразвития России от 06.12.2016 N Д28и-3204, от 14.07.2016 N Д28и-1805) .

Например, если в феврале текущего года заказчик заключит контракт на поставку канцелярских товаров на сумму 90 тыс. руб., то при наличии потребности в этих товарах в марте этого же года он вправе закупить их у единственного поставщика при условии, что цена каждого контракта не превышает 100 тыс. руб. Главное, чтобы годовой объем закупок у единственного поставщика не превышал установленных подпунктом 4 пункта 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ лимитов.

Между тем, в соответствии с частью 2 статьи 8 Закона N 44-ФЗ запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям указанного Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Дробление сторонами общего объема товаров, подлежащих закупке в пределах, не превышающих ста тысяч рублей, может быть расценено как намерение сторон уйти от соблюдения процедуры торгов. Аналогичные примеры встречаются и в судебной практике.

В Постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2015 по делу N А65-12638/2015 суд пришел к выводу, что поскольку спорные договоры были подписаны сторонами в один день, а также имели своим предметом выполнение одной работы, данные договоры образуют единую сделку, искусственно раздробленную и оформленную двумя самостоятельными договорами для формального соблюдения ограничения максимальной суммы государственного контракта, заключаемого с единственным поставщиком, подрядчиком, исполнителем (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе), следовательно, действия сторон по заключению договора без проведения конкурентных процедур направлены на ограничение конкуренции с целью не допустить других участников для размещения заказа.

В другом деле стороны не смогли объяснить цели дробления общего объема работ (в том числе на два контракта по каждому объекту), доказательства, обосновывающие целесообразность и законность такого дробления в материалы дела не представили, в связи с чем, дробление сторонами общего объема работ суд расценил как свидетельство намерения сторон уйти от соблюдения процедуры торгов (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19.07.2017 N Ф08-4516/2017 по делу N А32-36036/2016 ).

Если будет установлено, что заказчик принял решение о способе определения поставщика в нарушение требований Закона N 44-ФЗ, ему грозит административная ответственность за то, что он (ч. 1, 2 ст. 7.29 КоАП РФ).

Таким образом, заказчик имеет право на проведение закупки мебели для генерального директора у единственного поставщика с соблюдением требований Закона N 44-ФЗ.

Несмотря на то, что закупки на сумму до 100 тыс. руб. не ограничены правилом об одноименных товарах, во избежание негативных последствий указанные сделки целесообразно проводить с определенными разрывами по времени.[2]



[1] Указанный Перечень утвержден Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р.

[2] Закон не устанавливает сроки, в течение которых необходимо проводить такие сделки. 

 

На вопрос отвечала:

Е. А. Карапетян
ведущий эксперт ИПЦ «Консультант+Аскон»

#Бухгалтер #Юрист #Специалист по кадрам #Бюджетник #Бюджетник

PDF Написать редактору

Возможно, вам будут интересны эти темы:

В какой момент учреждение должно пробивать чек при заключении агентского договора с ИП на услуги по распространению билетов?

52
25.09.2020

ИП вправе не применять ККТ до 1 июля 2021 года в случае, когда он...

Суперновшество для юристов - Супермассив судебной практики

1275 08.09.2020

В системе КонсультантПлюс появилось новшество Супермассив для юристов.

Постановление Правительства РФ от 15.09.2020 N 1428 "О принимаемых приглашающей стороной мерах по обеспечению соблюдения приглашенным иностранным гражданином или лицом...

Утверждено Положение о применении приглашающей стороной мер по обеспечению соблюдения приглашенным иностранным гражданином или лицом без гражданства порядка пребывания (проживания) в РФ
Российское законодательство
Приказ Росреестра от 10.04.2020 N П/0111 "Об утверждении Административного регламента осуществления Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и...

Установлен порядок осуществления Росреестром государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых...
Российское законодательство

Подпишитесь на рассылку и будьте в курсе новостей

Выбрать рассылки