Вопрос
До конца 2020 года действовал мораторий на проверки применения ККТ. Будут ли привлекать к ответственности за ошибки, совершенные в 2020 году, но выявленные в 2021 году, а именно: нужно ли пробивать чек коррекции в 2021 за прошлый год, если налогоплательщик только узнал о своей обязанности применять кассовый аппарат (например, при получении оплат на р/счет от физлица)? Не даст ли это повода для проверки? Какой срок давности по нарушениям применения ККМ?
Ответ
Контроль и надзор за соблюдением порядка применения ККТ организациями и ИП осуществляют налоговые органы. Срок моратория на проведение проверок порядка применения ККТ истек 31.12.2020. В этой связи с 01.01.2021 налоговыми органами возобновлены проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.
ФНС довела до сведения, что информация, поступившая в налоговые органы, будет использована при проведении соответствующих контрольных мероприятий после снятия моратория на проведение проверок.
Наказания можно избежать. Для этого нужно добровольно заявить в налоговый орган о совершенном правонарушении либо сформировать кассовый чек коррекции.
При введении моратория на осуществление проверок в 2020 г. нормативные правовые акты РФ, связанные с корректировкой правил течения сроков давности, не изменялись.
Таким образом, в соответствии с ч. 1 ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения за нарушение законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.
Обоснование
Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, осуществляются налоговыми органами.
Инспекторы имеют полномочия, в частности (п. 2 ст. 7 Закона о применении ККТ, п. 7 Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения, утвержденного Приказом Минфина России от 17.10.2011 N 132н):
- получать беспрепятственный доступ к ККТ и фискальным данным, содержащимся в базе данных оператора фискальных данных;
- получать для проверки документацию, связанную с приобретением, регистрацией, перерегистрацией и эксплуатацией ККТ;
- получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверки, в том числе через кабинет ККТ;
- проводить проверки выдачи (направления) кассовых чеков и БСО. Если проверяемая организация или ИП вправе не применять ККТ, инспекторы проверяют документы, подтверждающие факт расчета с покупателями (клиентами). Такие проверки инспекторы могут проводить путем контрольной закупки, приобретая и оплачивая товары (работы, услуги);
- получать информацию о сформированных автоматизированными системами БСО, заполнении бланков и выпуске автоматизированной системой документов, приравненных к кассовым чекам;
- взаимодействовать с органами внутренних дел РФ;
- привлекать к административной ответственности за нарушения в сфере применения ККТ.
Штраф могут наложить за следующие правонарушения:
- неприменение ККТ;
- применение ККТ, которая не соответствует установленным требованиям, или применение ККТ с нарушением порядка регистрации, перерегистрации и применения;
- непредставление информации и документов по запросам налоговых органов (представление с нарушением установленных сроков);
- ненаправление (невыдача) покупателю (клиенту) кассового чека.
Назначение административного наказания не освобождает от исполнения обязанности, за неисполнение которой оно было назначено (ч. 4 ст. 4.1 КоАП РФ).
Срок давности привлечения к ответственности за правонарушения, связанные с применением ККТ, составляет один год. Этот срок начинает исчисляться со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении - со дня его обнаружения проверяющим (ч. 1, 2 ст. 4.5 КоАП РФ). Под длящимся правонарушением следует понимать длительное систематическое нарушение порядка применения ККТ. Такой вывод следует из п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Исходя из п. 2 Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 N 438 и п. 5 Приказа ФНС России от 20.03.2020 N ЕД-7-2/181@, проверки соблюдения требований законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники в 2020 году не проводятся.
Но, как сказано в Письме ФНС России от 01.06.2020 N АБ-3-20/4178@, информация, поступившая в налоговый орган, будет использована налоговыми органами при проведении соответствующих контрольных мероприятий после снятия моратория на проведение проверок.
Вместе с тем при введении моратория на осуществление проверок в 2020 г. внесение изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации, связанные с корректировкой правил течения сроков давности, не принималось.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения за нарушение законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.
Организации и индивидуальные предприниматели могут избежать административной ответственности, если добровольно направят чек коррекции в налоговые органы. Кассовый чек коррекции необходим в тех случаях, когда нужно оформить расчет, сделанный без кассы, или исправить ошибки при ее применении. При этом пользователь онлайн-кассы обязан обеспечить достаточность сведений в чеке коррекции, чтобы было понятно, в отношении какого расчета применяется корректировка.
Налоговые органы не будут штрафовать юридических лиц и ИП, если пользователи онлайн-касс сформировали чек коррекции до того, как налоговым органам стало известно о нарушении. Такой чек станет одновременно и подтверждением исполнения обязанности по исправлению, и уведомлением о нарушении со стороны пользователя кассы.