Главная > Аскон-Навигатор > Вопрос-Ответ > Нужно ли два объекта ОС объединять в один, если они входят в перечень...

144 Горячая тема PDF

Нужно ли два объекта ОС объединять в один, если они входят в перечень недвижимости, налоговая база которого считается от кадастровой стоимости для уплаты налога на имущество?


автор ответа, консультант Аскон по бухгалтерскому учету и налогообложению

ВОПРОС

Есть 2 отдельных объекта ОС. В Росреестре данные объекты учтены как один, который имеет кадастровый номер и кадастровую стоимость. Данный объект включен в Перечень имущества, налоговая база которого рассчитывается исходя из кадастровой стоимости. Должна ли организация платить налог на имущество и объединить в учете два объекта в один?             

ОТВЕТ

Объект основных средств может состоять из нескольких частей, учитывающихся как отдельные инвентарные объекты и имеющих разный срок полезного использования.

Организация, имея в собственности основное средство, имеющее кадастровую стоимость и поименованное в Перечне недвижимости, налоговая база которого считается от кадастровой стоимости, должна уплачивать налог на имущество исходя из кадастровой стоимости. И тот факт, что в учете организации такое ОС разделено на два инвентарных объекта не несет для организации негативных последствий.

ОБОСНОВАНИЕ

Если вы являетесь собственником объекта недвижимости (помещения в нем), признаваемого объектом налогообложения, или владеете им на праве хозяйственного ведения и данное имущество числится в перечне, определенном исполнительным органом субъекта РФ, налоговую базу следует определять в особом порядке на основе кадастровой стоимости (пп. 2 п. 1 ст. 374, пп. 1 п. 7 ст. 378.2 НК РФ).

Кадастровый номер - это номер, который идентифицирует объект недвижимости. Он присваивается органом регистрации прав при внесении сведений об объекте в ЕГРН и не изменяется. Такой номер является уникальным, так как не повторяется во времени и на территории РФ (ч. 1 ст. 5 Закона о госрегистрации недвижимости).

Такой номер используется для кадастрового учета недвижимости и госрегистрации прав на нее и позволяет идентифицировать объект недвижимости среди других.

Кадастровый номер обязательно указывается во всех информационных ресурсах (ч. 6 ст. 5 N 218-ФЗ от 13.07.2015 "О государственной регистрации недвижимости".

Кадастровый номер присваивается каждому объекту недвижимости (п. 2 Порядка, приведенного в Приложении N 2 к Приказу Минэкономразвития России от 24.11.2015 N 877):

  • при его постановке на кадастровый учет в связи с его образованием или созданием;
  • включении сведений о ранее учтенном объекте.

Единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект, которым может быть (п.6 ПБУ 6/01, п.10 Методических указаний утв. Приказом Минфина от 13.10.2003 91н):

  • или объект со всеми приспособлениями и принадлежностями;
  • или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций;
  • или обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое, предназначенный для выполнения определенной работы. При этом он может включать в себя один или несколько предметов одного или разного назначения, которые имеют общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированы на одном фундаменте и могут выполнять свои функции только в составе комплекса.

В случае наличия у одного объекта нескольких частей, сроки полезного использования которых существенно отличаются, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.

В налоговом учете такое понятие, как "объект основных средств", не определено. Из разъяснений Минфина России, приведенных в Письме от 10.03.2011 N 03-03-10/18, можно сделать вывод о том, что единицами учета ОС могут быть признаны только объекты, способные функционировать самостоятельно.

В то же время в соответствии с более ранним Письмом Минфина России (от 20.02.2008 N 03-03-06/1/121) в случае наличия у одного объекта нескольких частей, сроки полезного использования которых существенно отличаются, каждая такая часть учитывается в налоговом учете как самостоятельный инвентарный объект.

Минфин (Письма Минфина от 23.10.2009 № 03-03-06/2/203от 23.09.2008 № 03-05-05-01/57от 26.06.2006 № 03-06-01-04/136) в отношении составных частей объектов недвижимости считает, что можно учитывать их как самостоятельные инвентарные объекты, если:

  • такое имущество не требует монтажа;
  • его можно использовать отдельно от имущественного комплекса;
  • его назначение не совпадает с функциональным предназначением всего комплекса;
  • его демонтаж не повлияет на их назначение.

В итоге вариант учета сложного ОС нужно выбрать самостоятельно на основе своего профессионального суждения и технических характеристик объекта.

Единственный риск, с которым вы можете столкнуться, — занижение, по мнению налоговиков, базы по налогу на имущество.

Однако в данном случае этого не случится, так как сумма кадастровых стоимостей отдельных объектов ОС сходится с кадастровой стоимостью объекта указанного в перечне. И таким образом, расчет налога на имущество не будет зависеть от того как учтены данные объекты.

Таким образом, организация, имея в собственности основное средство, имеющее кадастровую стоимость и поименованное в Перечне недвижимости, налоговая база которого считается от кадастровой стоимости, должна уплачивать налог на имущество исходя из кадастровой стоимости. И тот факт, что в учете организации такое ОС разделено на два инвентарных объекта, не несет для организации негативных последствий.

Возможно, вам будут интересны эти темы:

Каким образом можно в бухгалтерском и налоговом учете снизить стоимость ОС до кадастровой?

56
27.10.2020

Для целей бухгалтерского учета переоценить машино-места можно, но тогда...

Суперновшество для юристов - Супермассив судебной практики

2077 08.09.2020

В системе КонсультантПлюс появилось новшество Супермассив для юристов.

ФНС России от 23.10.2020 N БС-4-21/17400@ "Об особенностях применения п. 15 ст. 396 Налогового кодекса Российской Федерации при наличии договора о развитии застроенной...

ВС РФ направил на новое рассмотрение налоговый спор по вопросу исчисления земельного налога с учетом повышающего коэффициента в отношении земельных участков для жилищного строительства. Верховным Судом РФ признаны...
Российское законодательство
Приказ ФНС России от 12.10.2020 N ЕД-7-15/737@ "Об утверждении Методических рекомендаций по ведению информационного ресурса "ЕАЭС - обмен"

Актуализированы Методические рекомендации по ведению информационного ресурса "ЕАЭС - обмен". Методические рекомендации применяются при формировании и ведении информационного ресурса, используемого в целях...
Российское законодательство

Подпишитесь на рассылку и будьте в курсе новостей

Выбрать рассылки