Вопрос
Организация на УСН «Доходы минус расходы» заказала у самозанятого рекламный видеоролик для соцсетей. Нужно ли нам этот ролик ставить на учет как актив? Должны ли мы сделать с этим поставщиком договор об отчуждении прав? Ведь он сам передает видеоролик.
Ответ
- Если стоимость ролика выше 100 тыс. руб. и при этом срок его использования превышает 12 месяцев, он в целях налогового учета является НМА. Если эти условия не выполнены, расходы на создание ролика признаются рекламными ненормируемыми расходами и учитываются после их фактической оплаты. Для подтверждения расходов по изготовлению ролика в обязательном порядке должен быть кассовый чек от самозанятого.
- Договор с самозанятым физлицом об отчуждении прав заключать не нужно. Исполнитель не является собственником ролика, права на него он не регистрирует, а изготавливает ролик для заказчика.
Обоснование
1. Рекламный ролик представляет собой аудиовизуальное произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением звука) и предназначенное для зрительного и слухового восприятия с помощью соответствующих технических устройств (п. 1 ст. 1263 Гражданского кодекса РФ).
Исходя из условий ситуации, ролик возможно использовать длительное время свыше 12 месяцев, в том числе разместив его на собственном сайте индивидуального предпринимателя. Если стоимость ролика более 100 тыс. руб., то он относится к амортизируемому имуществу и признается объектом НМА (п. 4 ст. 346.16, п. 3 ст. 257, п. 1 ст. 256 Налогового кодекса РФ).
Учет в качестве рекламных расходов
Если срок использования ролика составляет менее 12 месяцев, для целей налогового учета он не может быть признан НМА. В этом случае расходы на его создание могут быть учтены в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, при условии их обоснованности и надлежащего документального подтверждения (Письмо Минфина России от 21.07.2010 N 03-03-06/1/480). По нашему мнению, данные расходы относятся к рекламным.
Согласно пп. 20 п. 1 ст. 346.16 НК РФ плательщики УСН при определении налоговой базы вправе учитывать расходы на рекламу производимых/реализуемых услуг, товарного знака и знака обслуживания. При этом в п. 2 ст. 346.16 НК РФ определено, что указанные расходы принимаются в порядке, предусмотренном ст. 264 НК РФ.
Пункт 4 ст. 264 НК РФ (абз. 2 - 4) содержит перечень расходов на рекламу, которые в целях налогообложения прибыли не нормируются (признаются в полной сумме). Расходы на создание видеороликов в абз. 2 - 4 п. 4 ст. 264 НК РФ прямо не поименованы. В то же время в соответствии с абз. 2, 5 п. 4 ст. 264 НК РФ расходы на рекламу, распространяемую через СМИ и информационно-телекоммуникационные сети, в целях налогообложения прибыли не нормируются.
Минфин России разъясняет, что расходы, связанные с трансляцией видео-, аудиороликов, в частности, через интернет-ресурсы, могут учитываться для целей налогообложения в полном объеме на основании п. 4 ст. 264 НК РФ (Письмо Минфина России от 07.12.2011 N 03-03-06/1/812).
Учет в качестве НМА
Определение сроков полезного использования нематериальных активов осуществляется в соответствии с п. 2 ст. 258 НК РФ (п. 3 ст. 346.16 НК РФ).
Определение срока полезного использования объекта нематериальных активов производится исходя из срока действия патента, свидетельства и (или) из других ограничений сроков использования объектов интеллектуальной собственности в соответствии с законодательством РФ или применимым законодательством иностранного государства, а также исходя из полезного срока использования нематериальных активов, обусловленного соответствующими договорами. По нематериальным активам, по которым невозможно определить срок полезного использования объекта нематериальных активов, нормы амортизации устанавливаются в расчете на срок полезного использования, равный 10 годам (но не более срока деятельности налогоплательщика).
По аудиовизуальным произведениям налогоплательщик вправе самостоятельно определить срок полезного использования, но он не может быть менее двух лет (Письмо Минфина России от 23.03.2015 N 03-03-06/1/15750).
Стоимость ролика учитывается в расходах ежеквартально равными долями в течение года принятия к учету данного НМА, при этом затраты должны быть оплачены (пп. 2, абз. 8 п. 3 ст. 346.16, пп. 4 п. 2 ст. 346.17, ст. 346.19 НК РФ).
Таким образом, если стоимость ролика выше 100 тыс. руб. и при этом срок его использования превышает 12 мес., он является НМА. Если эти условия не выполнены, расходы на создание ролика признаются рекламными ненормируемыми расходами после их фактической оплаты (п. 2 ст. 346.17 НК РФ).
Для документального подтверждения расходов необходимы:
- договор с самозанятым о создании ролика;
- чек, который формирует плательщик НПД при произведении расчетов (ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 27.11.2018 N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)").
В Письме ФНС России от 20.02.2019 N СД-4-3/2899@ указано, что документом, подтверждающим произведенные организацией-заказчиком затраты на оплату услуг по сделке, исполняемой немедленно при заключении договора, является чек, выданный исполнителем - физическим лицом, применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", с указанием ИНН организации-заказчика и наименования оказанных услуг.
2. Передать право на аудиовизуальное произведение можно только при условии, что такое право зарегистрировано правообладателем. Право передается по договору об отчуждении исключительного права на произведение
По такому договору автор или иной правообладатель передает или обязуется передать приобретателю принадлежащее ему исключительное право на произведение науки, литературы или искусства в полном объеме (ст. 1285 ГК РФ).
Исключительное право на произведение - это право использовать его в любой форме и любым способом, который не противоречит закону (п. 1 ст. 1270 ГК РФ). Это могут быть, в частности, воспроизведение, распространение путем продажи, публичный показ, прокат, публичное исполнение (п. 2 ст. 1270 ГК РФ).
В вашей ситуации самозанятый не является правообладателем видеоролика, так как по договору он изначально создает его для заказчика. То есть результаты работы являются собственность организации, которая может и не регистрировать свое исключительное право на ролик.