Логотип Аскон
4740
iconВ избранноеPDF

Можно ли отнести к НМА разработанные сторонней организацией бренд и логотип?

Вопрос

Наша организация заказала сторонней организации разработку бренда и логотипа. Можно ли это отнести к НМА?

Ответ:

1. Логотип можно учесть в составе НМА, если он одновременно удовлетворяет всем критериям, предусмотренным п. 3 Положения по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" (ПБУ 14/2007). Затраты на разработку логотипа также можно учесть единовременно, если он не признается НМА.

2. Бренд компании является  более  широким  понятием, чем логотип, и в  обычном порядке  учитывается  как НМА.

Обоснование

1. Логотип

Позиция 1.

Логотипом признается оригинальное начертание полного или сокращенного наименования фирмы (услуг или группы товаров данной фирмы), которое специально разрабатывается с целью привлечения внимания к фирме, ее товарам и услугам (Постановление ФАС Московского округа от 22.06.2009 N КА-А40/5426-09 по делу N А40-41784/08-98-123). Приказ Минэкономразвития N 612 в п. 1.2 определяет логотип как специальное шрифтовое начертание названия.

Логотип может быть зарегистрирован в качестве товарного знака и являться одной из составных частей бренда компании.

Логотип, исключительное право на который принадлежит организации, одновременно удовлетворяющий всем критериям, предусмотренным п. 3 Положения по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" (ПБУ 14/2007), утвержденного Приказом Минфина России от 27.12.2007 N 153н, принимается на учет в качестве объекта НМА (п. 4 ПБУ 14/2007).

Логотип, на который у организации имеются исключительные права, для целей налогообложения прибыли является НМА (п. 3 ст. 257 НК РФ).

При этом юридическое лицо, которое приобрело исключительное право на графическое изображение (на логотип), вправе использовать его и пользоваться защитой в соответствии с законодательством об интеллектуальных правах в качестве правообладателя. В этом случае государственной регистрации исключительного права, а также регистрации при передаче такого права не требуется.

Однако, как было указано ранее, логотип может быть зарегистрирован в качестве товарного знака. В соответствии с п. 1 ст. 1232 ГК РФ в случаях, предусмотренных ГК РФ, исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации признается и охраняется при условии государственной регистрации такого результата или такого средства.

Позиция 2.

В соответствии с пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках.

На основании п. 4 ст. 264 НК РФ расходы на рекламу, осуществленные налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, если иное не следует из положений указанного пункта.

Согласно разъяснениям Минфина России затраты на изготовление логотипа организации можно учесть в составе расходов на рекламу на основании пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ. Есть судебный акт с аналогичным выводом.

Минфин России в письме  от 12.09.2014 N 03-03-06/1/45762разъясняет, что затраты на изготовление логотипа (дизайн) налогоплательщик вправе учесть в составе расходов на основании пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ.

В Постановлении ФАС Московского округа от 22.06.2009 N КА-А40/5426-09 по делу N А40-41784/08-98-123  суд пришел к выводу, что логотип организации не является нематериальным активом, и указал следующее. Логотип - это не зарегистрированное в патентном ведомстве РФ оригинальное начертание полного или сокращенного наименования фирмы (услуг или группы товаров данной фирмы), которое специально разрабатывается с целью привлечения внимания к фирме, ее товарам и услугам. Затраты на его разработку учитываются в составе расходов при налогообложении прибыли (пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ).

2. Бренд

Понятие "бренд" более широкое, чем понятия "товарный знак" и "логотип".

В судебной практике понятие "бренд" трактуется как маркетинговый прием - понятие более широкое, чем определенное в ст. 1477 ГК РФ понятие "товарный знак".

Таким образом, понятия "бренд" и "товарный знак" не тождественны, поскольку бренд является маркетинговым инструментом продвижения товаров на рынке. Аналогичный подход содержится в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2009 N 09АП-6874/2009-АК по делу N А40-90234/08-141-435 (Постановлением ФАС Московского округа от 17.08.2009 N КА-А40/7705-09 оставлено без изменений): Американская ассоциация маркетинга выработала правовое определение "бренда", согласно которому под ним понимается: имя, термин, знак, символ или комбинация всего этого, предназначенные для идентификации товаров или услуг одного продавца или группы продавцов, а также для отличия товаров или услуг от товаров или услуг конкурентов.

Таким образом, поскольку термин "бренд" охватывает более широкий спектр отношений, чем "товарный знак", он, как правило, предполагает регистрацию серии товарных знаков.

При этом следует отметить, что государственной регистрации в соответствии со ст. 1480 ГК РФ подлежит только товарный знак.

Из изложенного следует, что   затраты на  разработку логотипа  могут учитываться в расходах, но могут  быть отнесены к НМА. По  моему мнению,  важным условием является сумма затрат на  разработку. Также допускается  зарегистрировать логотип в качестве товарного  знака. В последнем случае  логотип следует учесть как НМА.

Бренд, по моему  мнению, следует учитывать в качестве НМА, поскольку   с использованием бренда  компания может зарегистрировать  товарный  знак.

Фото автора

консультант Аскон по бухгалтерскому учету и налогообложению

#Бухгалтер
#Бухгалтерский и налоговый учет
iconВ избранноеPDF