ВОПРОС
Частный стоматологический кабинет. В штатном расписании есть должность "уборщица". Сейчас уборщица уволилась.
Возможно ли оставить в штатном расписании именно эту должность и взять на нее нового сотрудника или необходимо поменять должность на "санитарка"?
Может ли в частном стоматологическом кабинете работать уборщица или обязательно должна быть санитарка?
ОТВЕТ
Для ответа на вопрос по поводу наименования должности необходимо знать трудовую функцию работника (функциональные обязанности санитарок и уборщиков производственных помещений отличаются).
Вы можете оставить в штатном расписании должность «уборщица», при необходимости вы можете ввести в штатное расписание должность «санитарка».
Формирование структуры медицинской организации (наличие той или иной должности в штатном расписании) относится к исключительной компетенции работодателя.
Законодательство не содержит требования исключать должность «уборщица» и вводить вместо нее должность «санитарка». Наоборот, как отмечается в Письме Минздрава России от 07.02.2018 N 16-3/10/2-705, в случаях, когда трудовая функция лиц из числа младшего медицинского персонала включает только уборку помещений, могут вноситься изменения в штатные расписания медицинских организаций в части замены должности "санитар" на рабочую профессию "уборщик служебных помещений".
ОБОСНОВАНИЕ
Стандарт "Младший медицинский персонал" утвержден Приказом Минтруда России от 12.01.2016 N 2н.
Среди существующих на сегодняшний день профессиональных стандартов в сфере здравоохранения данный Стандарт имеет самое большое поле применения, так как младший медицинский персонал (санитарки и младшие медицинские сестры) работают практически во всех лечебных учреждениях.
В Стандарт включены две обобщенные трудовые функции:
1) санитарное содержание палат, специализированных кабинетов, перемещение материальных объектов и медицинских отходов, уход за телом умершего человека;
2) оказание медицинских услуг по уходу.
Первая обобщенная функция включает три трудовые функции:
- перемещение и транспортировка материальных объектов и медицинских отходов;
- санитарное содержание помещений, оборудования, инвентаря;
- уход за телом умершего человека.
Вторая обобщенная функция включает только одну - профессиональный уход за пациентом.
В соответствии со Стандартом первую обобщенную трудовую функцию может выполнять работник, занимающий должность "санитар", вторую - должность "младшая медицинская сестра по уходу за больными".
При дальнейшем рассмотрении документа видно, что если для выполнения первой обобщенной функции работник должен иметь среднее общее образование и пройти профессиональное обучение по должности "санитар", то в отношении второй обобщенной функции требования к квалификации более высокие. В частности, такой работник должен иметь среднее общее образование и пройти профессиональное обучение по должности "Младшая медицинская сестра по уходу за больными" либо иметь среднее профессиональное образование по специальностям "Сестринское дело", "Лечебное дело", "Акушерское дело" - образовательные программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих) по должности "младшая медицинская сестра по уходу за больными".
Также при занятии определенной должности работник обязан уметь выполнять перечень соответствующих трудовых действий.
Так, в отношении трудовой функции "санитарное содержание помещений, оборудования, инвентаря" работник должен осуществлять такие трудовые действия:
- ежедневную влажную и генеральную уборку палат, помещений, кабинетов с использованием дезинфицирующих и моющих средств;
- обеззараживание воздуха и проветривание палат, помещений, кабинетов;
- обеспечение порядка в холодильниках и санитарное содержание холодильников для хранения личных пищевых продуктов пациентов;
- дезинфекцию предметов ухода, оборудования, инвентаря и медицинских изделий;
- предстерилизационную очистку медицинских изделий.
Он должен уметь проводить уборку помещений, в том числе с применением дезинфицирующих и моющих средств, поддерживать санитарное состояние холодильников для хранения личных пищевых продуктов пациентов и т.д., знать график проведения ежедневной влажной и генеральной уборки палат, помещений, кабинетов с использованием дезинфицирующих и моющих средств, способы обеззараживания воздуха и проветривания палат, помещений, кабинетов, правила инфекционной безопасности при выполнении трудовых действий и др.
В Стандарте приведены и дополнительные требования к работникам в разрезе трудовых функций. Так, при выполнении трудовых функций, относящихся к первой обобщенной трудовой функции (работа санитарки), работник должен осуществлять деятельность под руководством с элементами самостоятельности при выполнении знакомых заданий, обладать индивидуальной ответственностью и выполнять стандартные задания, выбирать способ действия по инструкции.
Что касается уборщицы, то трудовая функция уборщика служебных помещений должна содержать исключительно обязанности по уборке вестибюлей, коридоров, лестничных проемов и другие обязанности, предусмотренные для данной профессии в Тарифно-квалификационных характеристиках по общеотраслевым профессиям рабочих, утвержденных Постановлением Минтруда России от 10.11.1992 N 31.
Согласно Постановлению Минтруда РФ от 10.11.1992 N 31 "Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик по общеотраслевым профессиям рабочих", работа уборщика служебных помещений заключается в следующем. Уборка холлов, вестибюлей, коридоров, лестничных клеток служебных и других помещений общественных и административных зданий. Удаление пыли с мебели, ковровых изделий, подметание и мытье вручную или с помощью машин и приспособлений стен, полов, лестниц, окон. Влажное подметание и мытье лестничных площадок, маршей, мест перед загрузочными клапанами мусоропровода, удаление пыли с потолка, влажная протирка стен, дверей, плафонов, подоконников, оконных решеток, перил, чердачных лестниц. Подметание и мытье площадки перед входом в подъезд. Мытье пола, влажная уборка стен, дверей, потолков, плафонов кабины лифта. Сбор и перемещение мусора в установленное место. Чистка и дезинфицирование санитарно-технического оборудования в местах общего пользования. Получение моющих и дезинфицирующих средств, инвентаря и обтирочного материала.
Трудовой кодекс предоставляет руководителю медицинской организации право самостоятельно принимать решение по формированию структуры организации, определять необходимый численный состав работников организации, в том числе вносить изменения в штатное расписание медицинской организации.
Как отмечается в Письме Минздрава России от 07.02.2018 N 16-3/10/2-705, в случаях, когда трудовая функция лиц из числа младшего медицинского персонала включает только уборку помещений, могут вноситься изменения в штатные расписания медицинских организаций в части замены должности "санитар" на рабочую профессию "уборщик служебных помещений".