Может ли производитель ограничить конечному потребителю срок предъявления претензий по недостаткам? | Аскон

Главная > Аскон-Навигатор > Вопрос-Ответ > Может ли производитель ограничить конечному потребителю срок предъявления...

Может ли производитель ограничить конечному потребителю срок предъявления претензий по недостаткам?


автор ответа, консультант Аскон

Вопрос

ООО осуществляет продажу стекол для коммерческих организаций и ИП. Покупатели в дальнейшем монтируют эти стекла в стеклопакеты и устанавливают в домах. Иногда возникает ситуация, при которой стекло оказывается бракованным. И у покупателя возникают дополнительные расходы по монтажу/демонтажу стекол.

Можно ли предусмотреть договором:

  • Условие о приемке товара, в  котором будет определен срок выявления недостатков, после которого претензии не принимаются в части убытков?
  • Или условия о выявлении недостатков до монтажа, а после не принимаются?

Ответ

К сожалению, если конечным приобретателем является гражданин-потребитель, то данные условия включить в договор нельзя. Поскольку он вправе обратиться с требованием как непосредственно к продавцу, так и к производителю в пределах гарантийного срока (но в любом случае в течение 2 лет).

Потребитель - это вообще отдельно охраняемая правовая категория. Поэтому нельзя включать такие условия. При этом, если вы установите один гарантийный срок для потребителей, а для организаций и ИП – другой, то существует риск, что любая из названных категорий сможет обратиться в суд и попытаться оспорить установленные ограничения, ссылаясь на нарушение принципа равенства и справедливости.

Если все-таки конечным приобретателем является не гражданин-потребитель, а, например, ИП или коммерческая организация, то в этом случае, думаю, возможно попробовать ограничить срок обнаружения недостатков. Такие конечные покупатели могут предъявлять требования только к продавцу, а он уже к вам. Однако имейте в виду, что и здесь, если недостатки являются существенными, продавец, скорее всего, в суде не сможет отказать покупателю в замене товара, а вы в свою очередь ему.

В любом случае я бы попробовал установить гарантийный срок в 2 года для всех групп покупателей. После этого уже рассматривал бы претензии только по существенным (скрытым) недостаткам.

Обоснование

В силу п. 1 ст. 16 Закона о защите прав потребителей условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными. Если в результате исполнения договора, ущемляющего права потребителя, у него возникли убытки, они подлежат возмещению изготовителем (исполнителем, продавцом) в полном объеме.

Согласно п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей":

При рассмотрении гражданских дел судам следует учитывать, что отношения, одной из сторон которых выступает гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а другой - организация либо индивидуальный предприниматель (изготовитель, исполнитель, продавец, импортер), осуществляющие продажу товаров, выполнение работ, оказание услуг, являются отношениями, регулируемыми Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей либо Закон), другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

П. 31 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17:

Убытки, причиненные потребителю в связи с нарушением изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) его прав, подлежат возмещению в полном объеме, кроме случаев, когда законом установлен ограниченный размер ответственности. При этом следует иметь в виду, что убытки возмещаются сверх неустойки (пени), установленной законом или договором, а также что уплата неустойки и возмещение убытков не освобождают лицо, нарушившее право потребителя, от выполнения в натуре возложенных на него обязательств перед потребителем (пункты 2, 3 статьи 13 Закона).

Под убытками в соответствии с пунктом 2 статьи 15 ГК РФ следует понимать расходы, которые потребитель, чье право нарушено, произвел или должен будет произвести для восстановления нарушенного права, утрату или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые потребитель получил бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Если лицо, нарушившее право потребителя, получило вследствие этого доходы, потребитель вправе требовать возмещения, наряду с другими убытками, упущенной выгоды в размере, не меньшем, чем такие доходы.

Согласно ст. 475 ГК РФ если недостатки товара не были оговорены продавцом, покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать от продавца:

  • соразмерного уменьшения покупной цены;
  • безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок;
  • возмещения своих расходов на устранение недостатков товара.

2. В случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе по своему выбору:

  • отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы;
  • потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору.

3. Требования об устранении недостатков или о замене товара, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, могут быть предъявлены покупателем, если иное не вытекает из характера товара или существа обязательства.

4. В случае ненадлежащего качества части товаров, входящих в комплект (статья 479), покупатель вправе осуществить в отношении этой части товаров права, предусмотренные пунктами 1 и 2 настоящей статьи.

5.Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются, если настоящим Кодексом или другим законом не установлено иное.

#Юрист #Юридические вопросы

В избранное PDF

Уведомления