Главная > Аскон-Навигатор > Вопрос-Ответ > Может ли один сотрудник по трудовому договору работать и в офисе, и дистанционно?

1223 Горячая тема В избранное PDF

Может ли один сотрудник по трудовому договору работать и в офисе, и дистанционно?


автор ответа, консультант Аскон по бухгалтерскому учету и налогообложению в бюджетных организациях

ВОПРОС

Можно ли принять сотрудника на работу таким образом, чтобы он три дня работал в офисе, а два дня работал дистанционно? Как это корректно оформить?

ОТВЕТ

Объединение дистанционной работы и работы в офисе в одном трудовом договоре, по нашему мнению, затруднительно (при этом законодательно такой вариант не запрещен).

Возможен вариант: заключение двух трудовых договоров, одного - об основной работе в режиме неполного рабочего времени (3 дня в неделю), второго - о дистанционной работе по внутреннему совместительству (2 дня в неделю).

ОБОСНОВАНИЕ

Законодательство не содержит запрет на использование смешанных режимов рабочего времени. В соответствии с абз. 6 ч. 2 ст. 57, ч. 1 ст. 100 ТК РФ особенности режима рабочего времени, отличающиеся от общих правил, действующих у работодателя, могут устанавливаться именно трудовым договором.

При этом необходимо отметить, что поскольку договор со смешанным режимом рабочего времени не будет являться дистанционным, данное допущение не применимо.

Поскольку работник в описанной ситуации будет отрабатывать большую часть рабочего времени, присутствуя на рабочем месте, организованном и контролируемом работодателем, данный трудовой договор не может быть классифицирован как договор о дистанционном труде.

Буквальное толкование ч. 1 и 2 ст. 312.1 ТК РФ свидетельствует о том, что трудовой договор может считаться договором о дистанционной работе, если наличествуют все признаки исключительно дистанционного труда и это установлено договором. Соответственно, смешение различных форм организации труда исключает возможность именования трудового договора договором о дистанционной работе и применения особенностей, установленных гл. 49.1 ТК РФ.

Также следует отметить, что, применяя схему со смешанной системой рабочего времени, работодатель может столкнуться с рядом сложностей по организации труда, его учету и оплате.

Во-первых, возникают сложности с учетом рабочего времени, отработанного работником за два дня, когда работник освобожден от необходимости присутствовать на рабочем месте. Поскольку данный договор не будет ни договором о дистанционной работе, ни договором о надомной работе, работодатель в силу ч. 1, 2 и 4 ст. 91 ТК РФ обязан будет, с одной стороны, обеспечить отработку работником нормы рабочего времени, а с другой стороны, организовать точный учет рабочего времени, фактически отработанного работниками и на дому.

Во-вторых, возникают сложности с проведением мероприятий по охране труда. Так, на работодателе в силу абз. 4 ч. 2 ст. 22 ТК РФ лежит обязанность по обеспечению безопасности и условий труда, соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда. Соответственно, место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой, должно прямо или косвенно находиться под контролем работодателя (ч. 1 ст. 15, ч. 6 ст. 209 ТК РФ). Работодатель должен осуществлять в отношении работ, выполняемых работниками за пределами основных рабочих мест, расположенных в офисе, все мероприятия по охране труда, не ограничиваясь требованиями ч. 2 ст. 312.3 ТК РФ, что представляется весьма проблематичным.

В-третьих, возникают сложности с оплатой труда таких работников. Даже если работодатель установит сдельную, повременную с нормированным заданием либо повременно-сдельную систему оплаты труда, работы за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, а также выполненные в ночное время должны быть учтены и оплачены отдельно по нормам, установленным ст. ст. 152, 154 ТК РФ. Однако учет таких работ организовать вне места расположения работодателя достаточно сложно. Это может привести к спорам между работником и работодателем.

Могут возникнуть и иные сложности при использовании смешанных режимов рабочего времени.

Избежать подобных сложностей позволит заключение с работником двух трудовых договоров.

На три дня, которые работник находится в офисе, возможно заключение трудового договора по основному месту работы с условием о неполной рабочей неделе в соответствии с ч. 1 ст. 93 ТК РФ. А на оставшиеся два дня - заключить по внутреннему совместительству договор о дистанционной работе. При этом в данном трудовом договоре прописать необходимость отчитываться за проделанную работу. Требования о предоставлении отчетов о проделанной работе должны соотноситься с должностной инструкцией сотрудника.

Возможно, вам будут интересны эти темы:

Проверьте свою аптечку: с сентября правила изменились

4723.09.2021

С 1 сентября работодателям нужно было заменить аптечки, однако вопросы по изменениям возникают до сих пор...

Можно ли уволить работника за ошибку в документах, разъяснил Роструд

5422.09.2021

Работодатель решил уволить сотрудника за ошибку, вправе ли он это сделать.

Подавать заявления для подтверждения права на НДФЛ-вычет необходимо будет по установленной форме

7621.09.2021

В новом приказе ФНС содержатся электронные форматы документов и информация по их заполнению.

Чек-лист для специалиста по кадрам: самые важные изменения лета-2021

298
01.09.2021

Проверьте, все ли изменения вы учли.

Чек-лист для специалиста по кадрам: главное за июль

1510
02.08.2021

В Петербурге ввели обязательную вакцинацию для ряда сфер. С августа ПФР принимает СЗВ-ТД по новой форме. Утвердили новое положение о...

Клиентам бесплатно
Узнать больше
Трудовые книжки: часть 1. Классика, проверенная временем: новые правила ведения

Семинар-тренинг

Клиентам бесплатно
Узнать больше
Актуальные изменения трудового законодательства

Семинар-тренинг

  • 1800

  • Лекторы:
    Самусевич Т.Н.

Поможем не забыть сделать главное

Посмотрите актуальные чек-листы для бухгалтера, специалиста по кадрам и юриста.

Смотреть

Уведомления