ВОПРОС
Имеет ли право магазин устанавливать разную стоимость на одну и ту же модель одежды в зависимости от размера?
ОТВЕТ
Магазин имеет право устанавливать разную стоимость на одну и ту же модель одежды в зависимости от размера.
ОБОСНОВАНИЕ
По договору розничной купли-продажи передается товар, который предназначен для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью (п. 1 ст. 492 ГК РФ).
Договор является публичным, т.е., по общему правилу, продавец должен заключить договор с каждым, кто к нему обратится. При этом цена товара должна быть одинаковой для покупателей соответствующей категории (п. 2 ст. 492, ст. 426 ГК РФ).
Если покупателем является гражданин, то к отношениям сторон также применяется Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (п. 3 ст. 492 ГК РФ).
Указом Президента РСФСР "О мерах по либерализации цен" от 3 декабря 1991 г. N 297 закреплен переход на свободные (рыночные) цены и тарифы. Свободные цены складываются на рынке под воздействием спроса и предложения независимо от какого бы то ни было прямого влияния государственных органов.
Либерализация ценообразования предполагает, что, по общему правилу, хозяйствующие субъекты самостоятельно определяют цену товара и что государственное регулирование цен должно применяться крайне редко. На сегодняшний день оно в основном возможно только в отношении:
- продукции естественной и государственной монополий, продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг (Указ Президента РФ от 28 февраля 1995 г. N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)"),
- лекарственных препаратов для медицинского применения (ст. 60 Федерального закона от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", Постановление Правительства РФ от 8 августа 2009 г. N 654 "О совершенствовании государственного регулирования цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов").
Вместе с тем действующие нормативные акты не устанавливают государственное регулирование цен на одежду (в том числе на детскую). Таким образом, хозяйствующий субъект (магазин) вправе устанавливать разную стоимость на одну и ту же модель одежды в зависимости от размера.