Вопрос
Может ли ИП заключить договор на выполнение работ по гособоронзаказу?
Ответ
ИП может заключать договоры на выполнение работ в рамках исполнения гособоронзаказа в качестве исполнителя (лица, входящего в кооперацию головного исполнителя).
Обоснование
Согласно статьи 3 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ (ред. от 30.04.2021) "О государственном оборонном заказе":
- головной исполнитель поставок продукции по государственному оборонному заказу (далее - головной исполнитель) - юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации и заключившее с государственным заказчиком государственный контракт по государственному оборонному заказу;
- исполнитель, участвующий в поставках продукции по государственному оборонному заказу (далее - исполнитель), - лицо, входящее в кооперацию головного исполнителя и заключившее контракт с головным исполнителем или исполнителем;
- кооперация головного исполнителя (далее - кооперация) - совокупность взаимодействующих между собой лиц, участвующих в поставках продукции по государственному оборонному заказу в рамках сопровождаемых сделок. В кооперацию входят головной исполнитель, заключающий государственный контракт с государственным заказчиком, исполнители, заключающие контракты с головным исполнителем, и исполнители, заключающие контракты с исполнителями.
Исходя из определения содержащегося в п. 3 ст. 3 Закона о государственном оборонном заказе, индивидуальный предприниматель не может являться головным исполнителем поставок продукции по государственному оборонному заказу (Решение Свердловского УФАС России от 19.05.2017 N 20-ОЗ).
Индивидуальный предприниматель вправе участвовать в поставках продукции по государственному оборонному заказу посредством заключения контракта с головным исполнителем или исполнителем (разъясняется в Письме Минэкономразвития России от 15.09.2015 N ОГ-Д28-12161)).
Законом N 275-ФЗ не установлены ограничения для индивидуальных предпринимателей в качестве исполнителей, участвующих в поставках продукции по государственному оборонному заказу (Письмо Минэкономразвития России от 22.05.2015 N Д28и-1470). Указанные письма актуальны и на сегодняшний день.
Кроме того, в пункте 1 Правил казначейского сопровождения средств государственного оборонного заказа в валюте Российской Федерации в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.12.2020 N 2153, указано что настоящие Правила устанавливают порядок осуществления территориальными органами Федерального казначейства казначейского сопровождения средств в валюте Российской Федерации, указанных в пункте 7 части 2 (с учетом положений частей 3 - 6) статьи 5 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов", предоставляемых юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, являющимся головными исполнителями (исполнителями) в значении, определенном Федеральным законом "О государственном оборонном заказе" (далее соответственно - головной исполнитель, исполнитель), при осуществлении расчетов по государственным контрактам на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), заключаемым в целях реализации государственного оборонного заказа (далее - государственный контракт), а также по контрактам (договорам), заключаемым в рамках исполнения государственных контрактов (далее соответственно - контракт (договор), средства).