Может ли гостиница не возвращать средства, уплаченные по невозвратному тарифу? | Аскон

Главная > Аскон-Навигатор > Вопрос-Ответ > Может ли гостиница не возвращать средства, уплаченные по невозвратному тарифу?

14678 Горячая тема В избранное PDF

Может ли гостиница не возвращать средства, уплаченные по невозвратному тарифу?


автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам

ВОПРОС

Может ли гостиница не возвращать средства, уплаченные по невозвратному тарифу бронирования, совершенного через сервис booking.com?

ОТВЕТ

Российское законодательство прямо предусматривает возможность заказчика отказаться от договора оказания услуг (любых), возместив исполнителю только фактически понесенные расходы. Правила оказания гостиничных услуг также указывают, что гостиница вправе не возвращать стоимость одних суток в качестве платы за простой номера в случае несвоевременного отказа от бронирования, опоздания или незаезда потребителя или заказчика (при гарантированном бронировании). Соответственно, даже при невозвратном тарифе гостиница вправе не возвращать плату за простой номера, а также стоимость фактически понесенных расходов на бронирование (подтвержденных документально). Остальные денежные средства подлежат возврату.

ОБОСНОВАНИЕ 

Согласно п. 1 ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами или иными правовыми актами.

В силу пункта 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).

Поскольку гостиничные услуги оказываются на основании договора, являющегося  разновидностью договора возмездного оказания услуг, то к отношениям сторон (гостиница, потребитель (заказчик)) применяются нормы главы 39 ГК РФ. В соответствии с пунктом 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

В соответствии с пунктом 1 статьи 782 ГК РФ заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.

Аналогичная норма содержится в статье 32 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 18.07.2019) "О защите прав потребителей", согласно которой потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.

Поскольку право сторон заказчика на односторонний отказ от исполнения договора возмездного оказания услуг и его последствия императивно установлены статьей 782 ГК РФ и статьей 32 Закона о защите прав потребителей, они не могут быть ограничено соглашением сторон.

При этом подпунктом «а» пункта 15 Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.10.2015 N 1085 (ред. от 18.07.2019), исполнитель вправе применять в гостинице гарантированное бронирование - вид бронирования, при котором гостиница ожидает потребителя до расчетного часа дня, следующего за днем запланированного заезда. В случае несвоевременного отказа от бронирования, опоздания или незаезда потребителя с него или с заказчика взимается плата за фактический простой номера (места в номере), но не более чем за сутки. При опоздании более чем на сутки гарантированное бронирование аннулируется.

Согласно пункту 17 Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации потребитель (заказчик) вправе аннулировать заявку. Порядок и форма отказа от бронирования устанавливаются исполнителем.

Уведомления