Вопрос
Может ли частный кабинет вести только бумажные карточки пациентов или по закону нужны именно электронные карточки? Примечание: отсутствует программное обеспечение для ведения электронных медицинских карт.
Ответ
Ведение электронной медицинской карты обязательно для всех медицинских организаций (включая ИП) (Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 22.12.2020) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и Постановлению Правительства РФ от 05.05.2018 N 555 (ред. от 19.12.2020) "О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения"). Это требование относится и к частным кабинетам.
Обоснование
Медицинская организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, предоставленной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности. Положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность медицинских организаций, распространяются на иные юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, и применяются к таким организациям в части, касающейся медицинской деятельности. В целях настоящего Федерального закона к медицинским организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность (ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 22.12.2020) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021)).
В целях обеспечения доступа граждан к услугам в сфере здравоохранения в электронной форме, а также взаимодействия информационных систем в сфере здравоохранения уполномоченным федеральным органом исполнительной власти создается, развивается и эксплуатируется единая государственная информационная система в сфере здравоохранения (далее - единая система) (часть 1 статьи 91.1 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ).
Положение о единой системе, в том числе порядок доступа к информации, содержащейся в ней, порядок и сроки представления информации в единую систему, порядок обмена информацией с использованием единой системы, утверждается Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 91.1 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ).
Федеральная интегрированная электронная медицинская карта представляет собой подсистему единой системы, предназначенную для сбора, систематизации и обработки структурированных обезличенных сведений, указанных в статье 94 Федерального закона, о лицах, которым оказывается медицинская помощь, а также о лицах, в отношении которых проводятся медицинские экспертизы, медицинские осмотры и медицинские освидетельствования, посредством информационного обмена с государственными информационными системами в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, медицинскими информационными системами медицинских организаций государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения (установлено пунктом 13 Положения о единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.05.2018 N 555 (ред. от 19.12.2020) (далее – Положение о ЕГИСЗ)).
Размещение информации, определенной в части 3 статьи 91.1 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ, в единой системе осуществляется в составе и сроки, которые приведены в приложении N 1 к Положению о ЕГИСЗ, а по информационным ресурсам, предусмотренным пунктом 17 настоящего Положения, размещение информации осуществляется с учетом установленных Правительством Российской Федерации правил ведения соответствующих информационных ресурсов (установлено пунктом 32 Положения о ЕЗИСЗ).
Единая система включает в себя, в числе прочего, сведения о медицинской документации, по составу которых невозможно определить состояние здоровья гражданина, и сведения о медицинской организации, в которой медицинская документация создана и хранится (часть 3 статьи 91.1 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ).
Поставщиками информации в единую систему являются медицинские организации государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения (за исключением медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральными законами предусмотрена военная служба или приравненная к ней служба, в части предоставления ими сведений в федеральный реестр медицинских организаций) (п. 40 Положения о ЕГИСЗ).
Пунктом 41 Положения о ЕГИСЗ установлено, что поставщики сведений в единую систему обеспечивают:
а) представление сведений в единую систему в порядке и сроки, установленные настоящим Положением;
б) актуальность и достоверность сведений, представляемых в единую систему;
в) работоспособность собственных программно-аппаратных средств, используемых при работе с единой системой;
г) представление оператору единой системы предложений по развитию единой системы.
Представление в единую систему сведений, содержащих информацию, относящуюся прямо или косвенно к определенному или определяемому физическому лицу, осуществляется с согласия такого лица и с учетом требований законодательства Российской Федерации в области персональных данных (п. 44 Положения о ЕГИСЗ).