ВОПРОС
Какие гарантийные сроки на ортопедическую работу в стоматологии?
ОТВЕТ
Медицинская организация вправе самостоятельно установить гарантийный срок на медицинские услуги (в том числе на ортопедическую работу в стоматологии). Если гарантийный срок исполнителем (изготовителем) не установлен, то, по общему правилу, пациент вправе предъявить свои претензии в течение двух лет со дня принятия выполненной работы (оказанной услуги), а в случае выявления существенных недостатков - в течение 10 лет.
ОБОСНОВАНИЕ
Правовой базой положений о гарантийных сроках в стоматологических клиниках являются следующие нормативные документы:
- Гражданский кодекс РФ (вторая часть);
- Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее – Закона N 2300-1);
- Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";
- Правила предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями (утв. Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006).
Лечебно-профилактические учреждения как продавцы и изготовители (исполнители) стоматологических услуг несут ответственность в соответствии с Законом N 2300-1 за их качество, в том числе за материалы.
Гарантии в медицине, в том числе в стоматологии, разделяются на две группы:
- безусловные или обязательные;
- прогнозируемые, определяемые с учетом обстоятельств лечения и условий сохранения достигнутых результатов.
Безусловные гарантии в стоматологии даются пациентам всегда в обязательном порядке и без каких-либо условий, поскольку они соответствуют медицинским канонам, требованиям, предъявляемым к медицинским учреждениям и врачам, а также отвечают законам по охране здоровья граждан и защите прав потребителей.
Прогнозируемые гарантии - это предвидение врачом определенных результатов лечения, с учетом выявленных в данной ситуации обстоятельств, имеющегося у него опыта, уверенности в эффективности используемых в данном случае технологий и материалов. На стоматологические работы (услуги), имеющие материальный результат (пломба, зубная коронка, восстановление зуба, зубные протезы), прогнозируемые гарантии устанавливаются в виде гарантийного срока и срока службы.
Гарантийный срок - это период, в течение которого в случае обнаружения недостатка в выполненной работе пациент вправе по своему выбору потребовать:
- безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);
- соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);
- безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь;
- возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.
В соответствии со ст. 10 Закона N 2300-1 исполнитель доводит до сведения пациента указанные сроки службы и сроки гарантии (в виде информации на стенде либо в виде записи в медицинской амбулаторной карте или в договоре). В противном случае срок годности и срок гарантии считается не установленным и применяются общие правила.
Отсутствие установленных изготовителем (исполнителем) гарантийных сроков службы не уменьшает степени ответственности изготовителя (исполнителя) за ненадлежащее качество услуг, так как, в соответствии с Законом N 2300-1, если гарантийный срок не установлен, потребитель вправе предъявлять требования, связанные с недостатками выполненной работы (оказанной услуги), в разумный срок - в пределах двух лет со дня принятия выполненной работы (оказанной услуги) (п. 3 ст. 29 Закона N 2300-1), в случае выявления существенных недостатков - в течение 10 лет (п. 6 ст. 29 Закона N 2300-1).