ВОПРОС
В Постановлении Правительства РФ от 16.05.2020 N 696 фигурирует понятие "МРОТ". В контексте данного постановления имеется в виду МРОТ РФ или надо применять величину МРОТ, установленную в СПб?
ОТВЕТ
Из совокупного толкования норм действующего законодательства следует вывод, что:
- для выдачи кредита заемщику-работодателю (юридическому лицу или ИП), а также для того, чтобы кредитная организация была вправе получить субсидию из федерального бюджета для списания основного долга и процентов по такому кредиту, в расчет принимается федеральный МРОТ (минимальный размер оплаты труда),
- для того, чтобы заемщик получил право на списание основного долга и процентов по кредиту, выданного на возобновление предпринимательской деятельности, он в течение периода наблюдения по такому кредитному договору обязан обеспечивать своим работникам выплату заработной платы в размере не менее регионального МРОТ.
При этом в настоящее время официальные разъяснения по данному вопросу отсутствуют.
ОБОСНОВАНИЕ
Постановлением Правительства РФ от 16.05.2020 N 696 (далее – Постановление № 696) утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности.
Понятие минимального размера оплаты труда (МРОТ) встречается в Постановлении№ 696 дважды:
- В подпункте в пункта 12 Постановления указано, что средняя заработная плата, выплачиваемая одному работнику заемщика в течение периода наблюдения по кредитному договору (соглашению), определяемая с использованием информационного сервиса Федеральной налоговой службы, не может быть менее минимального размера оплаты труда.
- Согласно абз.2 п.24 Постановления расчетный размер оплаты труда определяется как сумма минимального размера оплаты труда с выплатой районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате с учетом выплат страховых взносов в соответствующие фонды в размере 30 процентов.
В ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" (далее – Закон № 82-ФЗ) указано: «Установить минимальный размер оплаты труда с 1 января 2020 года в сумме 12 130 рублей в месяц».
В ст.2 Закона № 82-ФЗ установлено: «Минимальный размер оплаты труда, установленный статьей 1 настоящего Федерального закона, вводится:
- организациями, финансируемыми из бюджетных источников, - за счет средств соответствующих бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
- другими организациями - за счет собственных средств».
Как установлено ст. 133.1 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ): «В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации.
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации обеспечивается:
- организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации, - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
- организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
- другими работодателями - за счет собственных средств».
Из вышеприведенных норм следует, что федеральный МРОТ – это базовая величина, которая гарантируется Законом № 82-ФЗ, региональный МРОТ - региональным соглашением о минимальной заработной плате в соответствующем субъекте РФ, если такое соглашение в данном субъекте принято.
При этом ст.3 Закона N 82-ФЗ предусмотрено, что минимальный размер оплаты труда применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования. Применение минимального размера оплаты труда для других целей не допускается.
Исходя из буквального толкования Постановления № 696, оно устанавливает порядок предоставления субсидий из федерального бюджета кредитным организациям, соответствующим установленным требованиям, по кредитным договорам, заключенным с юридическими лицами и ИП. Субсидия предоставляется на основании соглашения о предоставлении субсидии, заключенного между Минэкономразвития России и получателем субсидии, то есть кредитной организацией по типовой форме, установленной Минфином России. Установлены условия предоставления субсидии (в частности, требования к кредитным договорам и к заемщикам по таким договорам.
Как прямо сказано в п.3 Постановления № 696, субсидии предоставляются Министерством экономического развития Российской Федерации в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до Министерства экономического развития Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета на цель, предусмотренную пунктом 1 настоящих Правил (далее - лимит бюджетных обязательств).
Теперь вернемся к упомянутому в начале подпункту в пункта 12 Постановления № 696.
Этот пункт устанавливает одно из требований к заемщику (юрлицу или ИП) по договору с кредитной организацией, претендующей на получение субсидии из федерального бюджета по Постановлению № 696. Такая кредитная организация будет вправе списать долг по кредиту заемщика, включая проценты, только при условии, что средняя заработная плата, выплачиваемая одному работнику этого заемщика в течение периода наблюдения по кредитному договору, будет не менее минимального размера оплаты труда (МРОТ).
Однако какого МРОТ: федерального или регионального - в Постановлении № 696 не уточняется.
Опираясь на ст.ст. 1-3 Закона № 82-ФЗ в совокупности со ст.133.1 ТК РФ, в указанном подпункте в пункта 12 данного Постановления № 696 речь идет о региональном МРОТ, поскольку законом установлено, что работодатель обязан платить зарплату своим работникам не ниже регионального МРОТ.
Согласно порядку субсидирования, установленному Постановлением № 696, кредит заемщику-работодателю будет выдан и субсидию на списание данного кредита кредитная организация получит из расчета федерального МРОТ, поскольку субсидирование осуществляется за счет средств федерального бюджета (п.3 Постановления № 696).
Что касается упомянутого также в начале абз.2 п.24 Постановления №696, согласно которому расчетный размер оплаты труда определяется как сумма минимального размера оплаты труда с выплатой районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате с учетом выплат страховых взносов в соответствующие фонды в размере 30 процентов, то можно сделать вывод, что в данном пункте идет речь о федеральном МРОТ. Как уже сказано выше, буквальное толкование порядка субсидирования, предусмотренного Постановлением № 696, приводит к выводу, что кредитные организации получают субсидии на списание кредитов заемщикам (юрлицам и ИП) и процентов по ним из расчета федерального МРОТ, а не из МРОТ, установленного региональными соглашениями субъектов РФ. Выплату заработной платы в размере не менее регионального МРОТ заемщики-работодатели (юрлица и ИП) обеспечивают за счет собственных средств (ст.133.1 ТК РФ и ст. ст.2 Закона № 82-ФЗ).