Логотип Аскон
6385
iconВ избранноеPDF

Каким образом необходимо осуществлять раздельный учет затрат по каждому контракту в рамках гособоронзаказа?

Вопрос

Федеральным законом от 30.04.2021 № 133-ФЗ были внесены изменения в Федеральный закон от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе», в том числе в части оплат по договорам в рамках 3-х млн рублей с отдельного банковского счета. Так, для оплаты в рамках 3-х млн рублей документы, подтверждающих такую оплату, могут не содержать идентификатор государственного контракта (ИГК). При этом вышеуказанным законом не были внесены изменения или отменены требования в части ведения отдельного учета затрат и отчета по ГОЗ.

Возникает вопрос: каким образом необходимо осуществлять отдельный учет затрат по каждому контракту, в случае оплат в рамках 3-х млн рублей без указания ИГК? 

Ответ

Изменения, внесенные Федеральным законом от 30.04.2021 № 133-ФЗ, не затрагивают порядок ведения раздельного учета затрат при выполнении ГОЗ. Отнесение затрат к ГОЗ по-прежнему регулируется в первую очередь постановлением  Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 47 "О Правилах ведения организациями, выполняющими государственный заказ за счет средств федерального бюджета, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности".

Учет расходов на выполнение ГОЗ ведется не на основании платежных документов, а на основании фактического использования материальных ресурсов, как приобретенных для выполнения ГОЗ, так и из собственных ресурсов исполнителя, числящихся на складе до начала исполнения ГОЗ.

Таким образом, раздельный учет затрат ведется на основании документов первичного бухгалтерского учета и документов исполнителя по внутреннему перемещению материалов на цели выполнения ГОЗ и по другим видам деятельности. Сопоставления оплаты   материальных ресурсов со спецсчета  в пределах 3 млн руб. и распределения затрат по отдельному учету не требуется.

Обоснование

При выполнении ГОЗ все участники, как головной исполнитель (пп. 18 п. 1 ст. 8 Федерального  закона  от 29.12.2012 N 275-ФЗ  "О государственном оборонном заказе"), так и исполнители (пп. 16 п. 2 ст. 8), должны вести раздельный учет затрат, связанных с выполнением ГОЗ.

Раздельный учет затрат на продукцию, производимую и поставляемую по договорам в рамках государственного оборонного заказа, отдельно по каждому договору в обязательном порядке должен быть  предусмотрен в Положении по учетной политике для целей бухгалтерского учета.

В настоящее время общие правила ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности, установленные постановлением  Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 47 "О Правилах ведения организациями, выполняющими государственный заказ за счет средств федерального бюджета, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности", действуют в отношении государственных контрактов, заключенных в рамках государственного оборонного заказа независимо от применяемых ими порядка и способов ведения бухгалтерского учета (Письмо Минфина России от 10.01.2020 N 09-01-09/663).

Обратите внимание: ведение раздельного учета по ГОЗ - это не норма бухгалтерского учета, установленная ФСБУ, и не требования НК РФ, это обязанность исполнителей ГОЗ.

Раздельный учет по ГОЗ – это механизм управленческого учета в части контролирования расходования бюджетных средств.

Конкретный порядок и способ отражения затрат по каждому ГОЗ определяется организацией самостоятельно.

Законодательство не требует, чтобы данные раздельного учета в обязательном порядке были отражены в бухгалтерских регистрах.

Можно самостоятельно разработать накопительную таблицу в EXCEL, используя за основу Форму отчета  по Постановлению № 47  и включив в нее показатели по вашему усмотрению.

Таким образом, раздельный учет – это обязанность исполнителя контракта в силу Закона № 275, является внутренним учетом до требования   представления Отчета по условиям контракта. Данные Отчета контролирующие органы сопоставляют с данными первичных учетных документов в части прямых затрат по ГОЗ.  Выбранный исполнителем метод распределения ОХР проверяющими органами не оспаривается (судебная практика по этому вопросу отсутствует).

Анализ судебной практики по вопросу ведения раздельного учета показывает, что по результатам проверки  ФАС при отсутствии раздельного учета по каждому контакту, ответственные лица предприятий  всегда   привлекались к административной ответственности по с. 15.37 КоАП РФ.

Причем метод  ведения раздельного учета  никогда не оспаривался. ФАС проверял Положение по учетной политике, в котором должна быть закреплена обязанность вести раздельный учет и накопительные данные  по затратам, относящимся к ГОЗ.

См. например:

  • Определение ФАС России от 15.06.2017 N 4-14.55-1145/00-26-17 "О возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования";
  • Постановление ФАС России от 09.11.2017 по делу N 4-15.37-39/00-24-17 Нарушение: ч. 1 ст. 15.37 КоАП РФ (нарушение требования о ведении раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности).
Фото автора

консультант Аскон по бухгалтерскому учету и налогообложению

#Бухгалтер
#Госзакупки, Гособоронзаказ
iconВ избранноеPDF