Вопрос:
Компания купила товар, который впоследствии сломался. Для гарантийного бесплатного ремонта обращаемся напрямую в сервисный центр. Заключается отдельный договор между сервисным центром и покупателем. Как покупателю учесть гарантийный бесплатный ремонт?
Ответ:
Покупатель-юридическое лицо должно обратиться к поставщику, если товар вышел из строя в гарантийный период. Поставщик обязан либо отремонтировать товар, либо заменить его. Возможность обращения напрямую в сервисный центр предусмотрена Законом № 2300-1, который регулирует отношения между продавцами и покупателями – физическими лицами.
Однако на основании ст. 421 ГК РФ продавец и покупатель вправе включить в условия договора купли-продажи порядок устранения недостатков товаров по ст. 475 ГК РФ. Покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать от продавца:
- соразмерного уменьшения покупной цены;
- безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок;
- возмещения своих расходов на устранение недостатков товара.
Таким образом, покупатель может самостоятельно отремонтировать товар и потребовать возмещения расходов от поставщика.
Бухгалтерские проводки зависят от того, кто будет оплачивать ремонт: покупатель или продавец.
Если ремонт оплачивает продавец, то у покупателя в бухгалтерском учете никакие проводки не делаются.
Оптимальный вариант, если между поставщиком (продавцом) и покупателем будет вначале заключено соглашение, в котором учтены действия сторон: кто заключает договор на ремонт, кто его оплачивает и о возмещении расходов покупателя на ремонт.
Тогда, если оплата сервисному центру производится покупателем, ее можно учесть во внереализационных расходах, а возмещение от продавца - в доходах:
Дт 76с – Кт 51- перечислена оплата за ремонт;
Дт 91.2 - Кт 76с - расчеты списаны в расходы;
Дт 51 - Кт 76п - получено возмещение от продавца;
Дт 76п - Кт 91.1 - возмещение учтено в доходах.
Для целей налогообложения оплата и возмещение не учитываются.
Обоснование
Отношения, складывающиеся в рамках купли-продажи товаров между юридическими лицами, регулируются главой 30 ГК РФ. Так, согласно ч. 1 ст. 469 ГК РФ продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи. Частью 1 ст. 475 ГК РФ предусмотрено, что покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, вправе потребовать от продавца безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок. То есть обязанность по устранению недостатков проданного товара в случае, когда его покупателем является юридическое лицо, лежит на продавце товара.
Иные правила действуют, когда покупателем товара является гражданин. На основании Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" изготовитель несет ответственность за качество товара и безвозмездное исполнение гарантийных обязательств перед потребителем, изложенных в техническом паспорте товара или ином заменяющем его документе.
Требования об устранении в товаре недостатков (проведении гарантийного ремонта) могут предъявляться покупателем по его выбору к следующим лицам (абз. 4, 6, 11 преамбулы, п. п. 2, 3 ст. 18 Закона N 2300-1):
- изготовителю;
- продавцу;
- организации или индивидуальному предпринимателю, специально уполномоченным изготовителем (продавцом) товара на проведение такого ремонта.
Информация об адресе (месте нахождения), наименовании изготовителя (продавца) и уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя в обязательном порядке доводится до сведения потребителей (п. 1, п. 2 ст. 10 Закона N 2300-1).
В свою очередь, покупатель-юридическое лицо имеет право предъявить продавцу требование о возмещении понесенных дилером расходов на осуществление гарантийного ремонта (убытков, возникших в связи с приобретением товара ненадлежащего качества) на основании положений п. 1 ст. 469, п. 2 ст. 470, п. 1 ст. 475, п. 1 ст. 15 Гражданского кодекса РФ.
Порядок определения размера возмещения этих убытков должен быть установлен соглашением сторон (п. 4 ст. 421 ГК РФ).