Как юрлицу-покупателю учесть гарантийный бесплатный ремонт товара ненадлежащего качества? | Аскон

Главная > Аскон-Навигатор > Вопрос-Ответ > Как юрлицу-покупателю учесть гарантийный бесплатный ремонт товара...

Как юрлицу-покупателю учесть гарантийный бесплатный ремонт товара ненадлежащего качества?


автор ответа, консультант Аскон по бухгалтерскому учету и налогообложению

Вопрос:

Компания купила товар, который впоследствии сломался. Для гарантийного бесплатного ремонта обращаемся напрямую в сервисный центр. Заключается отдельный договор между сервисным центром и покупателем. Как покупателю учесть гарантийный бесплатный ремонт?

Ответ:

Покупатель-юридическое лицо должно обратиться к поставщику, если товар вышел из строя в гарантийный период. Поставщик обязан либо отремонтировать товар, либо заменить его. Возможность обращения напрямую в сервисный центр предусмотрена Законом № 2300-1, который регулирует отношения между продавцами и покупателями – физическими лицами.

Однако на основании ст. 421 ГК РФ продавец и покупатель вправе включить в условия договора купли-продажи порядок устранения недостатков   товаров по ст. 475 ГК РФ. Покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать от продавца:

  • соразмерного уменьшения покупной цены;
  • безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок;
  • возмещения своих расходов на устранение недостатков товара.

Таким образом, покупатель может   самостоятельно отремонтировать товар и потребовать возмещения расходов от поставщика.

Бухгалтерские проводки зависят от того, кто будет оплачивать ремонт: покупатель или продавец.

Если ремонт оплачивает продавец, то у покупателя в бухгалтерском учете никакие проводки не делаются.

Оптимальный вариант, если между поставщиком (продавцом) и покупателем будет вначале заключено соглашение, в котором   учтены   действия сторон: кто заключает договор на ремонт, кто его оплачивает и о возмещении расходов покупателя на ремонт.

Тогда, если оплата сервисному центру   производится покупателем, ее можно учесть во внереализационных расходах, а возмещение от продавца -  в доходах:

Дт 76с – Кт 51- перечислена оплата за ремонт;

Дт 91.2 -  Кт 76с -  расчеты списаны в расходы;

Дт 51 -  Кт 76п -  получено возмещение от продавца;

Дт 76п -  Кт 91.1 -  возмещение учтено в доходах.

Для целей налогообложения   оплата и возмещение не учитываются.

Обоснование

Отношения, складывающиеся в рамках купли-продажи товаров между юридическими лицами, регулируются главой 30 ГК РФ. Так, согласно ч. 1 ст. 469 ГК РФ продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи. Частью 1 ст. 475 ГК РФ предусмотрено, что покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, вправе потребовать от продавца безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок. То есть обязанность по устранению недостатков проданного товара в случае, когда его покупателем является юридическое лицо, лежит на продавце товара.

Иные правила действуют, когда покупателем товара является гражданин. На основании Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" изготовитель несет ответственность за качество товара и безвозмездное исполнение гарантийных обязательств перед потребителем, изложенных в техническом паспорте товара или ином заменяющем его документе.

Требования об устранении в товаре недостатков (проведении гарантийного ремонта) могут предъявляться покупателем по его выбору к следующим лицам (абз. 4, 6, 11 преамбулы, п. п. 2, 3 ст. 18 Закона N 2300-1):

  • изготовителю;
  • продавцу;
  • организации или индивидуальному предпринимателю, специально уполномоченным изготовителем (продавцом) товара на проведение такого ремонта.

Информация об адресе (месте нахождения), наименовании изготовителя (продавца) и уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя в обязательном порядке доводится до сведения потребителей (п. 1, п. 2 ст. 10 Закона N 2300-1).

В свою очередь, покупатель-юридическое лицо имеет право предъявить продавцу требование о возмещении понесенных дилером расходов на осуществление гарантийного ремонта (убытков, возникших в связи с приобретением товара ненадлежащего качества) на основании положений п. 1 ст. 469, п. 2 ст. 470, п. 1 ст. 475, п. 1 ст. 15 Гражданского кодекса РФ.

Порядок определения размера возмещения этих убытков должен быть установлен соглашением сторон (п. 4 ст. 421 ГК РФ).

#Бухгалтер #Бухгалтерский и налоговый учет

В избранное PDF

Уведомления