Вопрос
Если сотрудники компании будут участвовать в спортивном марафоне и компания оплатит их участие, можно ли будет принять оплату на затраты для целей налогообложения? Если на форме сотрудников-участников марафона будет наша символика, будет ли это являться рекламными расходами? В данном случае у сотрудников не возникнет дохода, облагаемого НДФЛ или взносами?
Ответ
Если работники участвуют за счет работодателя в спортивных соревнованиях, то денежные средства, уплаченные организацией в связи с участием работников в соревнованиях, по нашему мнению, подлежат налогообложению НДФЛ и страховыми взносами. Иную точку зрения, скорее всего, придется доказывать в суде.
По нашему мнению, расходы на участие сотрудников в спортивном марафоне не являются экономически обоснованными, поскольку не несут для организации никаких экономических выгод. Поэтому данные расходы нельзя учесть при расчете налога на прибыль.
Если расходы будут соответствовать условиям рекламы, то данные затраты можно учесть как расходы на рекламу.
Обоснование
В соответствии с п. 1 ст. 24 Налогового кодекса РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ.
Статья 41 НК РФ определяет доход как экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, учитываемую в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемую для физических лиц в соответствии с гл. 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ.
К доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, относятся, в частности, оплата за него организациями или индивидуальным предпринимателем товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в его интересах, и полученные им товары (работы, услуги) на безвозмездной основе или с частичной оплатой (п. 2 ст. 211 НК РФ).
Внесение организацией за своих работников вступительных взносов за участие в мероприятиях может быть признано экономической выгодой (доходом) работников, поскольку производится в интересах самих работников, не связано непосредственно с повышением их профессионального уровня, не является обязательным условием осуществления ими профессиональной деятельности.
Если в организации имеются списки участвовавших работников, то общую сумму, потраченную работодателем на данные мероприятия, необходимо распределить на всех работников, которые принимали в них участие (Постановление ФАС Поволжского округа от 22.02.2006 N А12-16927/05-С50). В соответствии со ст. 211 НК РФ НДФЛ начисляется отдельно по каждому работнику.
По мнению Минфина России, можно не уплачивать НДФЛ, если персонифицировать доход работников невозможно (Письмо Минфина России от 15.04.2008 N 03-04-06-01/86).
Согласно официальной позиции, выраженной Минфином России, расходы на участие работников в корпоративных мероприятиях облагаются НДФЛ. Так, в Письмах Минфина России от 22.11.2010 N 03-04-06/6-272, от 17.02.2005 N 03-05-01-04/34 отмечено, что расходы работников при направлении их в командировку для участия в спартакиаде (иных подобных мероприятиях) не являются командировочными, поскольку не связаны с производственной деятельностью, и облагаются НДФЛ.
В то же время есть судебные решения, согласно которым компенсация командировочных расходов на участие работников в корпоративных мероприятиях по инициативе работодателя и в его интересах не облагается НДФЛ, поскольку работники экономической выгоды не получают (Постановления ФАС Московского округа от 12.03.2012 по делу N А40-35658/10-4-154, ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.06.2007 N А33-6072/06-Ф02-3596/07 по делу N А33-6072/06, ФАС Московского округа от 29.02.2008 N КА-А40/14043-07 по делу N А40-10124/07-141-55, ФАС Северо-Кавказского округа от 08.05.2009 по делу N А63-13178/2008-С4-33).
Доход работника в натуральной форме возникает у него, если вы (п. 1 ст. 420, п. 7 ст. 421 НК РФ):
- выплатили ему заработную плату в неденежной форме;
- оплатили за него товары (работы, услуги).
Такой доход облагается страховыми взносами в общем порядке (п. 1 ст. 420, п. 7 ст. 421 НК РФ).
Таким образом, если работники участвуют за счет работодателя в спортивных соревнованиях, то денежные средства, уплаченные организацией в связи с участием работников в соревнованиях, по нашему мнению, подлежат налогообложению НДФЛ и страховыми взносами. Иную точку зрения, скорее всего, придется доказывать в суде.
Обязательными условиями для включения затрат в состав расходов, учитываемых в целях налогообложения прибыли, являются их экономическая обоснованность, наличие подтверждающих документов, оформленных в соответствии с законодательством РФ, а также связь с деятельностью, направленной на получение доходов (п. 1 ст. 252 НК РФ).
По нашему мнению, расходы на участие сотрудников в спортивном марафоне не являются экономически обоснованными, поскольку не несут для организации никаких экономических выгод. Поэтому данные расходы нельзя учесть при расчете налога на прибыль.
К рекламным затратам при исчислении налога на прибыль можно отнести расходы (п. 4 ст. 264 НК РФ):
- на рекламу через СМИ, информационно-телекоммуникационные сети, при кино- и видеообслуживании;
- световую и иную наружную рекламу (в том числе изготовление рекламных стендов и щитов);
- участие в выставках, ярмарках, экспозициях, оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов;
- изготовление брошюр и каталогов о товарах, работах, услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, о самой организации;
- уценку товаров, потерявших свои первоначальные качества при экспонировании;
- приобретение (изготовление) призов для победителей розыгрышей во время проведения массовых рекламных кампаний;
- иные расходы на рекламу.
Информацию о том или ином объекте можно считать рекламой, если она одновременно отвечает следующим условиям (п. 1 ст. 3 Федеральный закон от 13.03.2006 N 38- "О рекламе"):
- распространяется любым способом, в любой форме и любыми средствами;
- адресуется неопределенному кругу лиц;
- направлена на привлечение внимания к объекту, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Если вы несете расходы на распространение информации, которая не является рекламой, они не будут учитываться как рекламные.
Таким образом, если расходы будут соответствовать условиям рекламы, то данные затраты можно учесть как расходы на рекламу.