ВОПРОС
Есть ли требования по оформлению рекламных вывесок на окнах? Какая ответственность может наступить за отступление от правил?
ОТВЕТ
К рекламе на окнах предъявляются общие требования, точный перечень которых зависит от населенного пункта, в котором находится соответствующий многоквартирный дом. Если реклама в окнах размещена с помощью стационарных конструкций, то необходимо соблюдать общие требования к рекламным конструкциям. Если реклама размещается посредством баннеров, наклеек или краски, то в этом случае речь не идет о рекламных конструкциях, соответственно, согласования их размещения не требуется, однако применяются общие требования к их внешнему виду. Такие требования также носят региональный характер. В частности, в г. Санкт-Петербург требования к рекламе установлены эстетическим регламентом наружной рекламы и информации. При этом трудно ответить однозначно, подлежат ли применению требования эстетического регламента, если речь идет об окнах квартиры.
Если речь идет о многоквартирном здании, являющимся объектом исторического наследия, то размещение баннеров и пленки на окнах требует согласования с КГИОП. При этом:
- суммарная площадь всех рекламных и информационных конструкций на фасаде должна составлять не более 10 кв. м;
- информационное поле настенных и отнесенных вывесок, настенных указателей информационных конструкций должно выполняться из отдельных элементов (букв, обозначений, декоративных элементов и т.д.) без использования непрозрачной основы (фоновой подложки) для крепления отдельных элементов вывески и не должно нарушать архитектурного решения соответствующего здания, строения, сооружения;
- вывески в витринах не должны нарушать прозрачность остекления соответствующих витрин;
- не допускаются окраска и покрытие декоративными пленками всей поверхности остекления витрины, замена остекления световыми коробами, установка световых коробов и планшетов, содержащих сведения информационного характера, перед остеклением витрины со стороны улицы.
В случае нарушения требований к рекламе предусмотрено следующее:
- демонтаж рекламной конструкции (наружной рекламы);
- административная ответственность согласно статье 14.37 КоАП РФ;
- административная ответственность по региональному законодательству (например, по ч. 3 и 4 статьи 20-1 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 (ред. от 25.10.2019) "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге").
ОБОСНОВАНИЕ
Согласно статье 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О рекламе" реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;
Если содержание информационного сообщения не является рекламой (подп. 5. п. 2 ст. 2 и п. 1 ст. 3 Закона о рекламе), а представляет собой вывеску или указатель, не содержащие сведений рекламного характера и не имеющих целью привлечение внимания к ней, формирование или поддержание интереса к ней и продвижение на рынке, специального разрешения на их размещение не требуется.
Согласно пункту 6 <Письма> ФАС России от 27.12.2017 N АК/92163/17 "О разграничении понятий вывеска и реклама" информация, содержащая информационно-справочные сведения, не признается рекламой. Конструкция с изображением в виде креста, размещенная на здании, в котором осуществляет свою деятельность аптека, не может быть признана рекламой, поскольку размещается в качестве указания профиля деятельности организации и не содержит указания на конкретный товар или лицо, как объект рекламирования. Цель данного носителя информации заключается в обеспечении быстрого оперативного поиска потребителем этого места, но не в формировании интереса, привлечении внимания к конкретной организации и продаваемым ей товарам. Конструкция с изображением в виде креста несет общую информацию для потребителя о том, что рядом находится аптечная организация. Указанная позиция также подтверждается решениями судов по делу N А40-34713/12-139-321. Кроме того, отдельные нормативные акты субъектов Российской Федерации предусматривают размещение креста в качестве наружного оформления аптеки. Так, например, такое требование предусмотрено в пункте 3.1 Положения об организации информационной работы в аптеках, утвержденного Приказом Комитета фармации г. Москвы от 15.04.1997. Соответственно, на указанные конструкции с изображением в виде креста положения Федерального закона "О рекламе" не распространяются.
Информация о продаже или аренде помещения с указанием номера телефона, размещенная на здании непосредственно в месте нахождения помещения, в том числе с помощью конструкций, является объявлением, в случае если она размещена непосредственно на внешней стене помещения (в пределах окон помещения, занимаемого организацией), сдающегося в аренду. Такое объявление предназначено для информирования о статусе указанного помещения, не подпадает под понятие рекламы, поскольку служит целям информирования о возможности продажи или аренды помещений в конкретном здании и носит справочно-информационный характер. На такую информацию положения Федерального закона "О рекламе" не распространяются.
Также не подпадает под понятие рекламы информация, размещаемая на конструкциях-указателях вне места нахождения организации, содержащая сведения о профиле деятельности организации (аптека, кондитерская, ресторан) или ассортименте реализуемых товаров и услуг (хлеб, продукты, мебель) и направление движения и расстояние до такой организации, в случае если такая информация не содержит названия или характеристик товаров, товарных знаков, иных средств индивидуализации товаров, наименования юридических лиц.
Правила размещения вывесок и рекламы в Санкт-Петербурге установлены Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 31.01.2017 N 40 "Об утверждении Правил благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся эстетических регламентов объектов благоустройства и элементов благоустройства", приложением № 6 к которым является Эстетический регламент наружной рекламы и информации. Установлены общие требования к внешнему виду вывесок и рекламы, а также к их размещению, в том числе с использованием конструктивных элементов зданий и сооружений.
Согласно Постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 31.01.2017 N 40 витрина - остекленный архитектурный проем, поверхность фасада здания, сооружения, светопрозрачная часть которых выполнена преимущественно без переплетов, и(или) выполняющая в том числе функцию экспозиции товаров и услуг для информирования (рекламы) об их содержании и особенностях потребления покупателями.
Частью 3.1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ установлено, что распространение наружной рекламы на объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, их территориях допускается в случаях и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", с соблюдением требований к рекламе и ее распространению, установленных настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 1 статьи 35.1 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 21.02.2019) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2019) не допускается распространение наружной рекламы на объектах культурного наследия, включенных в реестр, а также на их территориях, за исключением территорий достопримечательных мест.
Запрет или ограничение распространения наружной рекламы на объектах культурного наследия, находящихся в границах территории достопримечательного места и включенных в реестр, а также требования к ее распространению устанавливаются соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 7 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, и вносятся в правила землепользования и застройки, разработанные в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (п. 2 ст. 35.1 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ).
Требования пункта 1 настоящей статьи не применяются в отношении распространения на объектах культурного наследия, их территориях наружной рекламы, содержащей исключительно информацию о проведении на объектах культурного наследия, их территориях театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий или исключительно информацию об указанных мероприятиях с одновременным упоминанием об определенном лице как о спонсоре конкретного мероприятия при условии, если такому упоминанию отведено не более чем десять процентов рекламной площади (пространства). Требования к распространению на объектах культурного наследия, их территориях наружной рекламы указываются в охранном обязательстве собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия в случае распространения наружной рекламы, предусмотренной настоящим пунктом (п. 3 ст. 35.1 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ).
Требованиями к рекламе в границах охранных зон объектов культурного наследия урегулировано оклеивание витрин рекламными и информационными наклейками. Указанные требования установлены пунктами 6.2.9, 8.2.9, 11.2.8, 16.2.6, 18.2.5 Законом Санкт-Петербурга от 19.01.2009 N 820-7 (ред. от 07.07.2016, с изм. от 13.09.2017) "О границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга, режимах использования земель и требованиях к градостроительным регламентам в границах указанных зон" (принят ЗС СПб 24.12.2008) для зон ОЗ-1, ОЗРЗ-1, ОЗРЗ-2, ОЗ-2, ЗРЗ:
а) суммарная площадь всех рекламных и информационных конструкций на фасаде должна составлять не более 10 кв. м;
б) информационное поле настенных и отнесенных вывесок, настенных указателей информационных конструкций должно выполняться из отдельных элементов (букв, обозначений, декоративных элементов и т.д.) без использования непрозрачной основы (фоновой подложки) для крепления отдельных элементов вывески и не должно нарушать архитектурного решения соответствующего здания, строения, сооружения;
г) вывески в витринах не должны нарушать прозрачность остекления соответствующих витрин;
д) не допускаются окраска и покрытие декоративными пленками всей поверхности остекления витрины, замена остекления световыми коробами, установка световых коробов и планшетов, содержащих сведения информационного характера, перед остеклением витрины со стороны улицы.
Аналогичные требования установлены пунктами 6.2.9, 8.2.9, 11.2.8, 16.2.6, 18.2.5 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 28.06.2018 N 526 (ред. от 28.06.2018, с изм. от 06.11.2018) "О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 N 524" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.07.2019. Пунктом 16.2.7 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 28.06.2018 N 526 установлено, что размещение рекламных и информационных конструкций на лицевых фасадах исторических зданий, а также восстановленных объектов исторической застройки осуществляется после получения положительного заключения государственного органа охраны объектов культурного наследия.
Согласно статье 14.37 КоАП РФ установка и (или) эксплуатация рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения на ее установку и эксплуатацию, а равно установка и (или) эксплуатация рекламной конструкции с нарушением требований технического регламента, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 11.21 настоящего Кодекса, - влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
Согласно части 3 статьи 20-1 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 (ред. от 25.10.2019) "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" (принят ЗС СПб 12.05.2010) размещение наружной рекламы (рекламных конструкций) на лицевых фасадах, крышах зданий, сооружений, оборудовании, архитектурных деталях и конструктивных элементах фасадов или на элементах декора фасадов, за исключением административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена Кодексом, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно части 4 статьи 20-1 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 (ред. от 25.10.2019) "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" (принят ЗС СПб 12.05.2010) несоблюдение требований к внешнему виду и размещению наружной информации (объектов для размещения информации) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на должностных лиц от трех тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.