Как разместить рекламную вывеску на многоквартирном доме? | Аскон

Главная > Аскон-Навигатор > Вопрос-Ответ > Как разместить рекламную вывеску на многоквартирном доме?

1490 Горячая тема В избранное PDF

Как разместить рекламную вывеску на многоквартирном доме?


автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам

ВОПРОС

Есть ли требования по оформлению рекламных вывесок на окнах? Какая ответственность может наступить за отступление от правил?

ОТВЕТ

К рекламе на окнах предъявляются общие требования, точный перечень которых зависит от населенного пункта, в котором находится соответствующий многоквартирный дом. Если реклама в окнах размещена с помощью стационарных конструкций, то необходимо соблюдать общие требования к рекламным конструкциям. Если реклама размещается посредством баннеров, наклеек или краски, то в этом случае речь не идет о рекламных конструкциях, соответственно, согласования их размещения не требуется, однако применяются общие требования к их внешнему виду. Такие требования также носят региональный характер. В частности, в г. Санкт-Петербург требования к рекламе установлены эстетическим регламентом наружной рекламы и информации. При этом трудно ответить однозначно, подлежат ли применению требования эстетического регламента, если речь идет об окнах квартиры.

Если речь идет о многоквартирном здании, являющимся объектом исторического наследия, то размещение баннеров и пленки на окнах требует согласования с КГИОП. При этом:

  • суммарная площадь всех рекламных и информационных конструкций на фасаде должна составлять не более 10 кв. м;
  • информационное поле настенных и отнесенных вывесок, настенных указателей информационных конструкций должно выполняться из отдельных элементов (букв, обозначений, декоративных элементов и т.д.) без использования непрозрачной основы (фоновой подложки) для крепления отдельных элементов вывески и не должно нарушать архитектурного решения соответствующего здания, строения, сооружения;
  • вывески в витринах не должны нарушать прозрачность остекления соответствующих витрин;
  • не допускаются окраска и покрытие декоративными пленками всей поверхности остекления витрины, замена остекления световыми коробами, установка световых коробов и планшетов, содержащих сведения информационного характера, перед остеклением витрины со стороны улицы.

В случае нарушения требований к рекламе предусмотрено следующее:

  • демонтаж рекламной конструкции (наружной рекламы);
  • административная ответственность согласно статье 14.37 КоАП РФ;
  • административная ответственность по региональному законодательству (например, по ч. 3 и 4 статьи 20-1 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 (ред. от 25.10.2019) "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге").

ОБОСНОВАНИЕ

Согласно статье 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О рекламе" реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

Если содержание информационного сообщения не является рекламой (подп. 5. п. 2 ст. 2 и п. 1 ст. 3 Закона о рекламе), а представляет собой вывеску или указатель, не содержащие сведений рекламного характера и не имеющих целью привлечение внимания к ней, формирование или поддержание интереса к ней и продвижение на рынке, специального разрешения на их размещение не требуется.

Согласно пункту 6 <Письма> ФАС России от 27.12.2017 N АК/92163/17 "О разграничении понятий вывеска и реклама" информация, содержащая информационно-справочные сведения, не признается рекламой. Конструкция с изображением в виде креста, размещенная на здании, в котором осуществляет свою деятельность аптека, не может быть признана рекламой, поскольку размещается в качестве указания профиля деятельности организации и не содержит указания на конкретный товар или лицо, как объект рекламирования. Цель данного носителя информации заключается в обеспечении быстрого оперативного поиска потребителем этого места, но не в формировании интереса, привлечении внимания к конкретной организации и продаваемым ей товарам. Конструкция с изображением в виде креста несет общую информацию для потребителя о том, что рядом находится аптечная организация. Указанная позиция также подтверждается решениями судов по делу N А40-34713/12-139-321. Кроме того, отдельные нормативные акты субъектов Российской Федерации предусматривают размещение креста в качестве наружного оформления аптеки. Так, например, такое требование предусмотрено в пункте 3.1 Положения об организации информационной работы в аптеках, утвержденного Приказом Комитета фармации г. Москвы от 15.04.1997. Соответственно, на указанные конструкции с изображением в виде креста положения Федерального закона "О рекламе" не распространяются.

Информация о продаже или аренде помещения с указанием номера телефона, размещенная на здании непосредственно в месте нахождения помещения, в том числе с помощью конструкций, является объявлением, в случае если она размещена непосредственно на внешней стене помещения (в пределах окон помещения, занимаемого организацией), сдающегося в аренду. Такое объявление предназначено для информирования о статусе указанного помещения, не подпадает под понятие рекламы, поскольку служит целям информирования о возможности продажи или аренды помещений в конкретном здании и носит справочно-информационный характер. На такую информацию положения Федерального закона "О рекламе" не распространяются.

Также не подпадает под понятие рекламы информация, размещаемая на конструкциях-указателях вне места нахождения организации, содержащая сведения о профиле деятельности организации (аптека, кондитерская, ресторан) или ассортименте реализуемых товаров и услуг (хлеб, продукты, мебель) и направление движения и расстояние до такой организации, в случае если такая информация не содержит названия или характеристик товаров, товарных знаков, иных средств индивидуализации товаров, наименования юридических лиц.

Правила размещения вывесок и рекламы в Санкт-Петербурге установлены Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 31.01.2017 N 40 "Об утверждении Правил благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся эстетических регламентов объектов благоустройства и элементов благоустройства", приложением № 6 к которым является Эстетический регламент наружной рекламы и информации. Установлены общие требования к внешнему виду вывесок и рекламы, а также к их размещению, в том числе с использованием конструктивных элементов зданий и сооружений.

Согласно Постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 31.01.2017 N 40 витрина - остекленный архитектурный проем, поверхность фасада здания, сооружения, светопрозрачная часть которых выполнена преимущественно без переплетов, и(или) выполняющая в том числе функцию экспозиции товаров и услуг для информирования (рекламы) об их содержании и особенностях потребления покупателями.

Частью 3.1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ установлено, что распространение наружной рекламы на объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, их территориях допускается в случаях и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", с соблюдением требований к рекламе и ее распространению, установленных настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 1 статьи 35.1 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 21.02.2019) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2019) не допускается распространение наружной рекламы на объектах культурного наследия, включенных в реестр, а также на их территориях, за исключением территорий достопримечательных мест.

Запрет или ограничение распространения наружной рекламы на объектах культурного наследия, находящихся в границах территории достопримечательного места и включенных в реестр, а также требования к ее распространению устанавливаются соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 7 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, и вносятся в правила землепользования и застройки, разработанные в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (п. 2 ст. 35.1 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ).

Требования пункта 1 настоящей статьи не применяются в отношении распространения на объектах культурного наследия, их территориях наружной рекламы, содержащей исключительно информацию о проведении на объектах культурного наследия, их территориях театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий или исключительно информацию об указанных мероприятиях с одновременным упоминанием об определенном лице как о спонсоре конкретного мероприятия при условии, если такому упоминанию отведено не более чем десять процентов рекламной площади (пространства). Требования к распространению на объектах культурного наследия, их территориях наружной рекламы указываются в охранном обязательстве собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия в случае распространения наружной рекламы, предусмотренной настоящим пунктом (п. 3 ст. 35.1 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ).

Требованиями к рекламе в границах охранных зон объектов культурного наследия урегулировано оклеивание витрин рекламными и информационными наклейками. Указанные требования установлены пунктами 6.2.9, 8.2.9, 11.2.8, 16.2.6, 18.2.5 Законом Санкт-Петербурга от 19.01.2009 N 820-7 (ред. от 07.07.2016, с изм. от 13.09.2017) "О границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга, режимах использования земель и требованиях к градостроительным регламентам в границах указанных зон" (принят ЗС СПб 24.12.2008) для зон ОЗ-1, ОЗРЗ-1, ОЗРЗ-2, ОЗ-2, ЗРЗ:

а) суммарная площадь всех рекламных и информационных конструкций на фасаде должна составлять не более 10 кв. м;

б) информационное поле настенных и отнесенных вывесок, настенных указателей информационных конструкций должно выполняться из отдельных элементов (букв, обозначений, декоративных элементов и т.д.) без использования непрозрачной основы (фоновой подложки) для крепления отдельных элементов вывески и не должно нарушать архитектурного решения соответствующего здания, строения, сооружения;

г) вывески в витринах не должны нарушать прозрачность остекления соответствующих витрин;

д) не допускаются окраска и покрытие декоративными пленками всей поверхности остекления витрины, замена остекления световыми коробами, установка световых коробов и планшетов, содержащих сведения информационного характера, перед остеклением витрины со стороны улицы.

Аналогичные требования установлены пунктами 6.2.9, 8.2.9, 11.2.8, 16.2.6, 18.2.5 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 28.06.2018 N 526 (ред. от 28.06.2018, с изм. от 06.11.2018) "О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 N 524" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.07.2019. Пунктом 16.2.7 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 28.06.2018 N 526 установлено, что размещение рекламных и информационных конструкций на лицевых фасадах исторических зданий, а также восстановленных объектов исторической застройки осуществляется после получения положительного заключения государственного органа охраны объектов культурного наследия.

Согласно статье 14.37 КоАП РФ установка и (или) эксплуатация рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения на ее установку и эксплуатацию, а равно установка и (или) эксплуатация рекламной конструкции с нарушением требований технического регламента, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 11.21 настоящего Кодекса, - влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

Согласно части 3 статьи 20-1 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 (ред. от 25.10.2019) "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" (принят ЗС СПб 12.05.2010) размещение наружной рекламы (рекламных конструкций) на лицевых фасадах, крышах зданий, сооружений, оборудовании, архитектурных деталях и конструктивных элементах фасадов или на элементах декора фасадов, за исключением административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена Кодексом, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

Согласно части 4 статьи 20-1 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 (ред. от 25.10.2019) "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" (принят ЗС СПб 12.05.2010) несоблюдение требований к внешнему виду и размещению наружной информации (объектов для размещения информации) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на должностных лиц от трех тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

Уведомления