Главная > Аскон-Навигатор > Вопрос-Ответ > Как раскрыть иностранного бенефициарного владельца?

612 Горячая тема PDF

Как раскрыть иностранного бенефициарного владельца?


автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам

ВОПРОС

Учредитель нашей организации – иностранная организация, владеющая 100% уставного капитала.

В соответствии с законодательством РФ, мы должны определить бенефициарного владельца. Мы написали учредителю официальное письмо с просьбой предоставить информацию о бенефициарных владельцах. В ответ получили письмо о том, что бенефициарный владелец не может быть определен.

При этом мы располагаем информацией, что учредителем нашего учредителя также является юридическое лицо.

Вопрос:

1. Достаточно ли будет наших действий и ответа от нашего учредителя для того, чтобы считать, что мы приняли все обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 статьи 7 настоящего Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»?

2. Грозит ли нашей организации штраф за отсутствие информации о нашем бенефициарном владельце?

ОТВЕТ

1. Законом не установлено однозначных требований к действиям организации, направленным для установления бенефициарных владельцев. Однако представляется, что приведенных действий может быть недостаточно для избежания последствий непредоставления сведений о бенефициарных владельцах в установленном порядке, поскольку требуется подтверждение того, что организация предприняла все возможные меры по установлению бенефициарного владельца. Рекомендуется предпринять иные действия, такие как обращение к общедоступным источникам информации, запрос в уполномоченные органы страны учредителя, запрос доступа к учредительным документам учредителя, обращение к судебной практике и т.д.

2. За неисполнение обязанности по установлению, обновлению, хранению и представлению информации о бенефициарных владельцах организация может быть привлечена к административной ответственности по ст. 14.25.1 КоАП РФ, предусматривающей штраф:

  • для должностных лиц - от 30 тыс. до 40 тыс. руб.;
  • для общества - от 100 тыс. до 500 тыс. руб.

Помимо привлечения к административной ответственности могут быть применены иные последствия, в частности, отказ в совершении операций с денежными средствами, отклонение заявки при участии в госзакупках.

ОБОСНОВАНИЕ

Согласно пункту 1 статьи 6.1 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 18.03.2019) "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", юридическое лицо обязано располагать информацией о своих бенефициарных владельцах и принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 статьи 7 настоящего Федерального закона.

Росфинмониторингом подготовлены Методические рекомендации по установлению сведений о бенефициарных владельцах (далее - Методические рекомендации) в целях оказания методической помощи субъектам первичного финансового мониторинга по организации и осуществлению ими внутреннего контроля. Задача Методических рекомендаций - повышение эффективности процедур идентификации клиентов (представителей клиентов, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев), а также оценки степени (уровня) риска совершения клиентом операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма. Методические рекомендации основаны на законодательстве в сфере противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, действующем на момент их опубликования. Согласно Методических указаний выявление бенефициарных владельцев может проводиться следующими способами:

  • а) включение в договор с клиентом (публичную оферту для клиентов) обязанности последнего представлять сведения о своих бенефициарных владельцах,
  • б) анкетирование клиента (направление клиенту запроса, составленного самостоятельно с учетом перечня сведений, необходимых для идентификации бенефициарного владельца, установленных соответствующими нормативными правовыми актами),
  • в) изучение учредительных документов клиентов - юридических лиц, устный опрос клиента с фиксированием сведений в анкете бенефициарного владельца клиента,
  • г) использование внешних доступных субъекту первичного финансового мониторинга на законных основаниях источников информации (например, общедоступные средства массовой информации, Интернет, коммерческие базы данных (СПАРК, X-Compliance, Коммерсант-Картотека и пр.).

Признание физического лица бенефициарным владельцем клиента должно являться результатом анализа совокупности имеющихся у субъекта документов и (или) информации о клиенте и о таком физическом лице, как непосредственно представленных клиентом, так и полученными субъектом самостоятельно.

Несмотря на то, что данные Методические указания имеют целью идентификацию бенефициарных владельцев клиентов организаций, а не собственных учредителей, указанные методы могут быть использованы всеми организациями по аналогии.

2.1. Как собирается информация о бенефициарах

Для получения обществом информации о своих бенефициарных владельцах нужно:

  • Подготовить запрос.

    Форма и содержание запроса не установлены законодательством, поэтому его можно составить в свободной форме.

  • Направить запрос всем своим участникам.

    Запрос рекомендуем направлять письмом с уведомлением о вручении и описью вложения по адресам, находящимся в списке участников (акционеров), а также по иным адресам, имеющимся в распоряжении общества.

    Направление запроса таким образом позволит в случае необходимости доказать исполнение обязанности, установленной ст. 6.1 Закона о противодействии легализации преступных доходов (Информационное сообщение Росфинмониторинга "О порядке раскрытия юридическими лицами информации о своих бенефициарных владельцах").

  • Дождаться ответа.

    Лица, получившие запрос, обязаны представить необходимые сведения (п. 5 ст. 6.1 Закона о противодействии легализации преступных доходов). Однако никакой ответственности за непредоставление сведений для них не предусмотрено.

Что делать, если лицо не ответило на запрос либо не представило сведения по нему

В такой ситуации рекомендуем:

  • Получить сведения из открытых источников информации.

    Например, запросить выписку из ЕГРЮЛ, посмотреть информацию в картотеке арбитражных дел и т.п.

    Если владелец доли в уставном капитале (акций) - иностранное юридическое лицо, то можно запросить выписку из торгового реестра страны учреждения либо происхождения иностранного лица.

  • Обратиться в суд с требованием о понуждении лица представить соответствующие сведения.

Совершение указанных действий позволит, по нашему мнению, подтвердить принятие обществом обоснованных и доступных в сложившихся обстоятельствах мер по установлению своих бенефициаров, так как принятие таких мер обязательно в соответствии с п. 1 ст. 6.1 Закона о противодействии легализации преступных доходов.

Кроме того, это позволит снизить риск привлечения общества к административной ответственности за неисполнение обязанности по установлению, обновлению, хранению и представлению информации о бенефициарных владельцах.

3. Каковы последствия нераскрытия информации о бенефициарных владельцах

За неисполнение обязанности по установлению, обновлению, хранению и представлению информации о бенефициарных владельцах общество привлекается к ответственности по ст. 14.25.1 КоАП РФ, предусматривающей штраф в размере:

  • для должностных лиц - от 30 тыс. до 40 тыс. руб.;
  • для общества - от 100 тыс. до 500 тыс. руб.

Если общество не представит информацию о бенефициарных владельцах организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, то в выполнении распоряжения общества о совершении операции могут отказать (п. 11 ст. 7 Закона о противодействии легализации преступных доходов, п. 15 Письма Росфинмониторинга от 15.02.2019 N 04-02-01/3276).

Готовое решение: Как общества осуществляют учет и раскрытие информации о бенефициарах (КонсультантПлюс, 2019)

Возможно, вам будут интересны эти темы:

Можно ли результаты аукциона признать недействительными, если в конкурсной документации нет реквизитов для внесения обеспечения контракта?

32
21.09.2020

Законодательство не содержит прямой нормы, устанавливающей, что отсутствие ...

Суперновшество для юристов - Супермассив судебной практики

1025 08.09.2020

В системе КонсультантПлюс появилось новшество Супермассив для юристов.

Постановление Правительства РФ от 15.09.2020 N 1428 "О принимаемых приглашающей стороной мерах по обеспечению соблюдения приглашенным иностранным гражданином или лицом...

Утверждено Положение о применении приглашающей стороной мер по обеспечению соблюдения приглашенным иностранным гражданином или лицом без гражданства порядка пребывания (проживания) в РФ
Российское законодательство
Приказ Росреестра от 10.04.2020 N П/0111 "Об утверждении Административного регламента осуществления Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и...

Установлен порядок осуществления Росреестром государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых...
Российское законодательство

Подпишитесь на рассылку и будьте в курсе новостей

Выбрать рассылки