Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете причитающиеся суммы кэшбэка по договору с банком? | Аскон

Главная > Аскон-Навигатор > Вопрос-Ответ > Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете причитающиеся суммы кэшбэка по...

2897 Горячая тема В избранное PDF

Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете причитающиеся суммы кэшбэка по договору с банком?


автор ответа, консультант Аскон по бухгалтерскому учету и налогообложению

Вопрос

С банком заключен договор на зарплатный проект. По договору за перечисление денежных средств на карты в рамках зарплатного проекта и за обслуживание зарплатных карт комиссий для клиента не предусмотрено.

Но согласно еще одному договору (агентскому, в котором клиент банка выступает агентом по оказанию информационных услуг для сотрудников клиента) предусмотрено начисление кэшбэк исходя из сумм перечислений на зарплатные карты.

Вопрос: как отразить в бухгалтерском и налоговом учете причитающиеся суммы кэшбэк? Договор вроде отдельный - на агентские услуги, но вознаграждение рассчитывается исходя из сумм перечислений на зарплатные карты.

Ответ

С учетом формулировок в рассматриваемой ситуации организация (клиент банка) оказывает банку услугу (это не безвозмездно полученные средства). Эта услуга выражается в оказании информационных услуг (информирование, реклама банка) для сотрудников клиента. Услуга носит возмездный характер. Стоимость этой услуги рассчитывается исходя из сумм перечислений на зарплатные карты, но это не свидетельствует о связи двух договоров. Стоимость услуги можно определять любым способом, в том числе с помощью специальной формулы с привязкой к любым показателям.

Проводки:

Д-т 76 К-т 91 – отражена реализация

Д-т 91 К-т 68 – начислен НДС

Д-т 51 К-т 76 – получена оплата за оказанные услуги (кэшбэк)

Обоснование

Многие кредитные организации в целях стимулирования своих клиентов полностью перейти на безналичные расчеты предлагают им интересные коммерческие продукты. Одно из самых популярных предложений - возможность начисления процентов от сумм совершаемых покупок (кэшбэк). Процентные ставки, по которым начисляется возврат денежных средств, могут варьироваться в зависимости от выбранных клиентом бонусных категорий. Допустим, 3 - 5% от оплаты услуг ресторанов и магазинов одежды, 7% от оплаты топлива на автозаправках и 1% от всех остальных покупок.

Клиент участвует в такой программе абсолютно бесплатно, так как никаких дополнительных расходов он со своей стороны не несет: не платит комиссию за подключение к программе, не делает какие-либо иные платежи, кроме тех, которые предусмотрены тарифами соответствующей кредитной организации за совершение отдельных банковских операций. Возврат денежных средств на карту осуществляется кредитной организацией за сам факт выполнения согласованных клиентом условий и ничего ему дополнительно не стоит: он все равно оплачивал бы те или иные расходы. Другой вопрос, что наличие условия о возврате процента от сумм совершенных транзакций стимулирует клиента на увеличение объема своих трат, однако он делает это по своему усмотрению и не лишен возможности отказаться от дополнительных и ненужных для его бюджета затрат.

Экономическая выгода банка от обслуживания клиента заключается в том, что он увеличивает выручку за счет расширения своего сотрудничества с другими кредитными организациями, торговыми сетями и иными участниками гражданского оборота, зарабатывая на проведении расчетных операций. Таким образом, клиент получает от участия в программе кредитной организации дополнительные преимущества и никакого встречного предоставления за это не оказывает (ст. 423 ГК РФ).

#Бухгалтер #Бухгалтерский и налоговый учет

В избранное PDF

Уведомления