Как оформить и учесть в бухгалтерском и налогом учете организации обеспечение сотрудников масками и перчатками | Аскон

Главная > Аскон-Навигатор > Вопрос-Ответ > Как оформить и учесть в бухгалтерском и налогом учете организации обеспечение...

7511 Горячая тема В избранное PDF

Как оформить и учесть в бухгалтерском и налогом учете организации обеспечение сотрудников масками и перчатками?


автор ответа, консультант Аскон по бухгалтерскому учету и налогообложению

ВОПРОС

Наша компания относится к микропредприятиям, занимается оптовой продажей игрушек. Во время пандемии продолжали работать, хоть и не в полную силу, так как наши покупатели не работали (за исключением интернет-магазинов и смешанного ассортимента). Принято решение обеспечивать сотрудников одноразовыми масками и перчатками, которые лежат в свободном доступе в коробке.

Какие распорядительные документы надо издать, чтобы списать на затраты маски и перчатки - налоговый и бухгалтерский учет этих операций?

ОТВЕТ

Для отнесения на расходы стоимости масок и перчаток в период пандемии необходимо оформить внутренние документы организации, подтверждающие возможность очной работы (приказ, распоряжение руководителя), а также перечень мер по защите работников от коронавируса.

Расходы на маски и перчатки можно учесть при налогообложении при ОСНО и УСН.

В бухгалтерском учете стоимость масок и перчаток можно отнести на прочие расходы.

ОБОСНОВАНИЕ

В соответствии с нормами Налогового Кодекса РФ (п. 1 ст. 252 НК РФ) расходы, которые можно учесть при налогообложении, должны быть экономически обоснованы и документально подтверждены.

Т.о., для отнесения на расходы стоимости масок и перчаток с период пандемии необходимо, прежде всего, оформить внутренние документы организации, подтверждающие возможность очной работы (приказ, распоряжение руководителя).

На территории всей страны нерабочие дни введены Указами Президента от 25.03.2020 N 206 и от 02.04.2020 N 239.

На некоторых налогоплательщиков ограничения по работе не распространялись. Например, на (п. 4 Указа № 239):

а) непрерывно действующие организации;

б) медицинские и аптечные организации;

в) организации, обеспечивающие население продуктами питания и товарами первой необходимости;

г) организации, выполняющие неотложные работы в условиях чрезвычайной ситуации и (или) при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь, здоровье или нормальные жизненные условия населения;

д) организации, осуществляющие неотложные ремонтные и погрузочно-разгрузочные работы;

е) организации, предоставляющие финансовые услуги в части неотложных функций (в первую очередь услуги по расчетам и платежам);

ж) иные организации, определенные решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации.

Следовательно, в приказе (распоряжении) руководителя необходимо указать одно из вышеперечисленных оснований для продолжения работы (например, обеспечение населения товарами первой необходимости), выхода работников в офис и выдачи им средств защиты. Т.к., если организация не имела возможности работать, или работники трудились «на удаленке», то нет оснований списывать расходы на приобретение масок и перчаток.

В приказе (распоряжении) руководителя необходимо обосновать очную работу сотрудников в период постепенного снятия ограничений после окончания периода нерабочих дней, объявленных Президентом, а также перечень мер по защите работников от коронавируса (где находятся средства защиты, как правильно ими пользоваться, как утилизировать и т.п.).

В приказе (распоряжении) руководителя должна быть ссылка на распоряжения по соблюдению «масочного режима». В частности, в Санкт-Петербурге меры по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции установлены Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 N 121:

2-5. Организациям и индивидуальным предпринимателям, на деятельность которых не распространяются запреты и ограничения, установленные постановлением

(в ред. Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 09.05.2020 N 276)

2-5.1. До 18.05.2020 или до начала осуществления деятельности организации (индивидуального предпринимателя) обеспечить наличие локальных нормативных актов, устанавливающих стандарт безопасной деятельности в соответствии с примерной формой, разработанной в соответствии с рекомендациями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и утвержденной Комитетом по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга…

(в ред. Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 09.05.2020 N 276)

2-5.2. Обеспечить соблюдение Стандарта безопасной деятельности и рекомендаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

(в ред. Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 09.05.2020 N 276)

2-5.3. Обеспечить соблюдение между работниками, работником и посетителем дистанции не менее 1,5 метра, а также использование работниками и посетителями средств индивидуальной защиты органов дыхания: гигиенических, в том числе медицинских, масок (одноразовых, многоразовых), респираторов и иных их заменяющих текстильных изделий, обеспечивающих индивидуальную защиту органов дыхания человека, и средств индивидуальной защиты рук (одноразовые перчатки) (далее - средства индивидуальной защиты), за исключением случаев нахождения работника в обособленном помещении при отсутствии иных лиц.

При наличии вышеперечисленных документов организация вправе на основании первичных документов списывать расходы на:

  • антисептики, маски, перчатки, бахилы, градусники и т.п.;
  • закупку и установку дополнительного оборудования: сушилок для рук, дозаторов для жидкого мыла, санитайзера;
  • проведение дезинфекции помещений, в том числе закупку дезинфицирующих средств.

Эти затраты экономически оправданны для работодателя (ст. ст. 22, 223 ТК РФ, п. 1 ст. 252 НК РФ). Учесть их можно либо в составе материальных расходов (ст. 254 НК РФ), либо в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ, в ред. Федерального закона от 22.04.2020 N 121-ФЗ). НДС по ним можно ставить к вычету в обычном порядке.

Уплачивать НДФЛ и страховые взносы с безвозмездно переданных работникам масок, перчаток, бахил и проч. не нужно.

Если организация применяет УСН (с объектом "доходы минус расходы") при определении объекта налогообложения можно  учесть расходы на дезинфекцию помещений, приобретение приборов (оборудования), спецодежды, других средств защиты, предусмотренных законодательством РФ или приобретенных для выполнения требований органов госвласти, местного самоуправления, их должностных лиц в связи с распространением коронавируса (пп. 3 п. 1 ст. 254, пп. 5, 46 п. 2 ст. 346.5, пп. 5, 39 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Т.о., расходы на маски и перчатки можно учесть при налогообложении при ОСНО и УСН.

Бухгалтерский учет

В бухгалтерском учете приобретенные медицинские маски, перчатки, респираторы и другие средства защиты, санитайзеры и жидкое мыло можно отразить в составе МПЗ на счете 10 "Материалы". Стоимость учтенных МПЗ, приобретенных в целях предупреждения распространения коронавирусной инфекции, при передаче в подразделения для использования спишите в прочие расходы (п. п. 13, 16 ПБУ 10/99 "Расходы организации"). Особенности учета прочих расходов должны быть отражены в учетной политике. В случае, если микропредприятие ведет упрощенный бухучет, это так же отражается в учетной политике.

Бухгалтерский учет при ОСНО с вычетом НДС

Учет масок и перчаток как материалы на счете 10

Отражено приобретение материалов

10

60 (76)

НДС предъявлен продавцом

19

60 (76)

НДС со стоимости материалов и суммы дополнительных затрат принят к вычету

68

19

Перечислена оплата продавцу и иным контрагентам

60

(76)

51

Стоимость материалов списана на расходы

91.2

10

Бухгалтерский учет при УСН (без вычета НДС) 

Учет масок и перчаток как материалы на счете 10

Отражено приобретение материалов на сумму с НДС

10

60 (76)

Перечислена оплата продавцу и иным контрагентам

60

(76)

51

Стоимость материалов списана на расходы

91.2

10

#Бухгалтер #Бизнес vs Коронавирус

В избранное PDF

Уведомления