Гособоронзаказ: вправе ли заказчик требовать обеспечение гарантийных обязательств по контракту? | Аскон

Главная > Аскон-Навигатор > Вопрос-Ответ > Гособоронзаказ: имеет ли право заказчик требовать обеспечение гарантийных...

3180 Горячая тема В избранное PDF

Гособоронзаказ: имеет ли право заказчик требовать обеспечение гарантийных обязательств по контракту?


автор ответа, консультант по юридическим вопросам

Вопрос

В случае, если в соответствии с ч. 2.1 ст. 6 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» обеспечение контракта не предоставляется, имеет ли право заказчик требовать обеспечение гарантийных обязательств по такому контракту?

Ответ

Заказчик имеет право требовать обеспечение гарантийных обязательств по такому контракту.

Обоснование

Правовое регулирование отношений в сфере государственного оборонного заказа (далее – ГОЗ) основывается на Конституции РФ и осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее – Закон N 275-ФЗ), федеральными законами в области обороны и безопасности РФ, поставок продукции для обеспечения федеральных нужд, законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ (ст. 2 Закона N 275-ФЗ).

Закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд осуществляются на основании Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).

В случае размещения государственного оборонного заказа на создание, модернизацию, поставки, ремонт, сервисное обслуживание и утилизацию вооружения, военной и специальной техники, космической техники и объектов космической инфраструктуры обеспечение исполнения государственного контракта, в отношении которого будет осуществляться банковское сопровождение или по которому будет осуществляться казначейское сопровождение расчетов, не требуется (ч. 2.1 ст. 6 Закона N 275-ФЗ).

Правовой анализ вышеизложенной нормы приводит к выводу, что данные положения не распространяются на обеспечение гарантийных обязательств. При этом необходимо отличать обеспечение исполнения контракта от обеспечения гарантийных обязательств. Остановимся только на некоторых из этих отличий.

Нормативные акты не раскрывают понятия этих двух видов обязательств. Анализируя положения Закона N 44-ФЗ, можно сформулировать их следующим образом.

Обеспечение исполнения контракта – это денежные средства или банковская гарантия, которые участник закупки (в отдельных случаях поставщик, подрядчик, исполнитель) предоставляет с целью гарантировать исполнение своих контрактных обязательств в целом.

К понятию «гарантийные обязательства» можно отнести те требования, которые заказчик устанавливает к качеству товара, гарантийному сроку, объему предоставления гарантий и к гарантийному обслуживанию.

Размер обеспечения исполнения контракта может составлять от 0,5 до 30% НМЦК (цены контракта в установленных случаях) (ч. 6 ст. 96 Закона N 44-ФЗ). Размер гарантийного обеспечения не должен превышать 10% от НМЦК (ч. 2.2 ст. 96 Закона N 44-ФЗ).

Обязанность заказчика устанавливать требование об обеспечении исполнения практически всех государственных и муниципальных контрактов закреплена частью 1 статьи 96 Закона N 44-ФЗ. Исключение предусмотрено только для некоторых видов государственных контрактов, заключаемых по результатам закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). В силу части 2 статьи 96 Закона N 44-ФЗ в этих случаях заказчик не обязан, но вправе установить требование обеспечения исполнения контракта.

Требовать предоставить обеспечение гарантийных обязательств, если требования к ним установлены по ч. 4 ст. 33 Закона N 44-ФЗ, заказчик вправе, но не обязан (п. 1 ч. 13 ст. 34, ч. 2.2 ст. 96 Закона N 44-ФЗ).

Частями 8, 8.1 ст. 96 Закона N 44-ФЗ установлены лица, которые не должны предоставлять обеспечение гарантийных обязательств, а именно:

  • казенное учреждение, если оно выступает в качестве поставщика (подрядчика, исполнителя);
  • банк (кредитная организация) по контрактам:
  • на выдачу кредита;
  • на выдачу банковской гарантии бюджетному учреждению или унитарному предприятию;
  • участник, с которым заключается контракт по итогам закупки у СМП и СОНО. Важное условие - до заключения контракта такой участник предоставляет информацию из реестра контрактов, подтверждающую, что в течение трех лет до подачи заявки он исполнил три контракта без штрафов и пеней. При этом общая сумма контрактов должна быть не менее НМЦК.

Обеспечение исполнения контракта вносится в период подписания контракта, а обеспечение гарантии вносится в срок, определенный контрактом (как правило в момент поставки товара (ч. 7.1 ст. 94 Закона N 44-ФЗ)). Если участник не предоставит обеспечение исполнения контракта при подписании контракта, его могут признать уклонившимся от заключения контракта (ч. 3 ст. 83.2, ч.13 ст.83.2 Закона N 44-ФЗ). Аналогичных норм в отношении обеспечения гарантийных обязательств Закон N 44-ФЗ не содержит. Следовательно, заказчик не вправе в этом случае признать поставщика, подрядчика, исполнителя уклонившимся от заключения контракта.

Кроме того, возможность обеспечить гарантийные обязательства и исполнение контракта одной банковской гарантией Законом N 44-ФЗ не предусмотрена (Письмо Минфина России от 13.09.2019 N 24-03-07/70605).

Стоит также отметить, что заказчик вправе выставить требование к обеспечению гарантийных обязательств, даже когда не устанавливает требование к другому обеспечению, в том числе к исполнению контракта, законом это не запрещено.

#Юрист #Госзакупки, Гособоронзаказ

В избранное PDF

Уведомления