Логотип Аскон
7754
iconВ избранноеPDF

Если у предприятия установлен ЭДО, вправе ли налоговая отправлять почтой на юридический адрес требования и акты проверки?

Вопрос

Если у предприятия и налоговой установлен ЭДО, имеет ли право налоговая отправлять почтой требования и акты на юридический адрес?

Ответ

Налоговая инспекция может передать документ любым из способов, предусмотренных п. 4 ст. 31 НК РФ.

Но если налоговый орган выбрал не приоритетный способ отправки корреспонденции, чем нарушил права налогоплательщика, организация вправе подать жалобу на действие (бездействие) должностных лиц налогового органа в вышестоящий налоговый орган и (статьи 137 и 138 Кодекса).

Обоснование

В соответствии с пунктом 4 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) порядок направления и получения документов, предусмотренных Кодексом и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, на бумажном носителе или в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи либо через личный кабинет налогоплательщика утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Порядок направления документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи утвержден Приказом ФНС России от 16.07.2020 N ЕД-7-2/448@ (далее - Порядок).

В соответствии с  пп. 1 п. 1 Приложения к Приказу в числе документов, направляемых в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, предусмотрены требования о представлении пояснений и акта налоговой проверки.

На основании изложенного, налоговый орган вправе направить требование или акт проверки любым из способов, перечисленных в пп. 4 ст. 31 Кодекса, дело в приоритете.

В  Распоряжение ФНС России от 04.02.2020 N 16@ "Об отправке документов на бумажном носителе, образующихся в процессе деятельности Федеральной налоговой службы" однозначно указано, что передача налоговых документов по ТКС налогоплательщику, плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам, подключенным к электронному документообороту, является приоритетным способом отправки (если нормативными правовыми актами не предусмотрен приоритет иного способа отправки).

Согласно Письму ФНС России от 06.04.2017 N ЕД-4-2/6514@ "О приоритетности направления документов в электронной форме", в случае, если лицо уклоняется от получения документов, а также в случае, если документы невозможно вручить лично, Кодексом установлена обязанность налоговых органов направить по почте заказным письмом:

 

  • акт налоговой проверки (пункт 5 статьи 100 Кодекса);
  • решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (пункт 9 статьи 101 Кодекса);
  • решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (пункт 9 статьи 101 Кодекса);
  • акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101) (пункт 4 статьи 101.4 Кодекса).

Таким образом, если налоговый орган выбрал не приоритетный способ отправки корреспонденции, чем нарушил права налогоплательщика,  организация вправе подать жалобу на действие (бездействие) должностных лиц налогового органа в вышестоящий налоговый орган и (статьи 137 и 138 Кодекса). 

Фото автора

консультант Аскон

#Бухгалтер
#Бюджетник
#Налоговый контроль
iconВ избранноеPDF