Анонимное анкетирование руководством для оценки квалификации сотрудников - допустимо ли? | Аскон

Главная > Аскон-Навигатор > Вопрос-Ответ > Допустимо ли проводить анонимное анкетирование для оценки квалификации...

2503 Горячая тема В избранное PDF

Допустимо ли проводить анонимное анкетирование для оценки квалификации сотрудников?


автор ответа, консультант Аскон по трудовому праву

ВОПРОС

Руководитель подразделения решил провести анкетирование сотрудников своего подразделения на компетентность, не ставя в известность ни руководство компании, ни кадровую службу. Данное анкетирование носит анонимный характер, оценивают каждого сотрудника другие сотрудники, результаты оценок поступают руководителю, он  в конце опроса синхронизирует общие результаты опроса по каждому сотруднику и выдает результат оценки каждому, чтобы сотрудник мог ознакомиться с этими данными. В рамках трудового законодательства имеются ли здесь нарушения и какие?

ОТВЕТ

Полномочия руководителя подразделения, других работников устанавливаются его трудовым договором, должностной инструкцией, распоряжениями и нормативными локальными актами работодателя. Выполнение работником действий, которые работодатель ему не вменял, является превышением должностных полномочий и нарушением трудовой дисциплины и подпадает как под дисциплинарное, так и административное наказание.

Компетентность работника устанавливается его документами об обучении (образовании), которые выдаются образовательными организациями, порядком установленным действующим законодательством. Оценка компетентности является частью образовательного процесса, подлежащего обязательному лицензированию.

Работодатель и его полномочные представители вправе устанавливать только качественные, количественные и иные параметры фактического труда и процедуры их изменения. Способ установления параметров фактического труда работника определяет работодатель. Оценка фактического труда должна исключать возможность нанесения морального вреда, ущерба деловой репутации, получения доступа к личной, семейной информации и другим законом защищаемым сведениям.

ОБОСНОВАНИЕ

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (далее по тексту – ТК РФ) в статье 15 определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Описанная в запросе ситуация должна быть регламентирована работодателем и проводится полномочными лицами.

Указание квалификации, конкретный вид поручаемой сотруднику работы является условием для заключения, исполнения трудового договора (ст. 65 ТК РФ), причем заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда (ст. 132 ТК РФ).

ТК РФ в статье 195.1 дает определение квалификации работника: «Квалификация работника - уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника».

Аналогичное определение дает и Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в пункте 5 статьи 2: «квалификация - уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности». Квалификацию можно получить в результате образования (т.е. в результате единого целенаправленного процесса воспитания и обучения, как совокупности приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов) или в результате обучения (целенаправленного процесса организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни). Для осуществления образовательного процесса или процесса обучения требуется лицензия (п. 3 ст. 1, Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").

Проведение работодателем (в том числе и руководителем структурного подразделения) мероприятий по оценке компетентности сотрудников при наличии у работников документов о квалификации нарушает действующее законодательство.

В настоящее время в соответствии со статей 423 ТК РФ применяются Постановление Совета Министров СССР от 26 июля 1973 г. N 531 «О введении аттестации руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов предприятий и организаций промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи» и Постановление ГКНТ СССР N 470, Госкомтруда СССР N 267 от 05.10.1973 "Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов предприятий и организаций промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи" (вместе с "Типовым перечнем должностей руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи и других отраслей народного хозяйства, подлежащих аттестации в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 26 июля 1973 г. N 531", утв. Постановлением ГКНТ СССР, Госкомтруда СССР от 22.10.1979 N 528/445), которые определяют порядок проведения аттестации работников.

Нарушение порядка проведения аттестации персонала влечет за собой административное наказание за нарушение трудового законодательства.

Не имея информации о содержании опросных листов, нет возможности дать прогнозную оценку соблюдения требований Конституции Российской Федерации, гарантирующей гражданам неприкосновенность частной жизни, сохранность личной и семейной тайны, защиту своей чести и доброго имени, а также не допустимость нанесения морального вреда (нравственных или физических страданий, причиненных действиями (бездействием), посяганием на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.) в том числе и при выполнении трудовых обязанностей (ст. ст. 150, 152, 1099, 1100 , 1251 Гражданского кодекса Российской Федерации)).

#Специалист по кадрам

В избранное PDF

Уведомления