Главная > Аскон-Навигатор > Вопрос-Ответ > Должен ли арендатор платить за негативное воздействие на окружающую среду?

1689 Горячая тема PDF

Должен ли арендатор платить за негативное воздействие на окружающую среду?


автор ответа, консультант Аскон по бухгалтерскому учету и налогообложению

ВОПРОС

Может ли быть привлечен к ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ арендатор при условии, что арендатор не ведет отчетность по экологии, не оплачивает экологические платежи? Либо ответственность возлагается на собственника помещения? Прошу дать ответ в зависимости от следующих ситуаций:

  1. договором аренды обязанность по вывозу ТБО возложена на арендатора.
  2. договором аренды обязанность по вывозу ТБО возложена на арендодателя.

В случае, если обязанность по вывозу ТБО возложена на арендодателя, обязан ли арендатор вести отчетность по ТБО и уплачивать экологические платежи?

ОТВЕТ

  1. Если договором аренды обязанность по вывозу ТБО возложена на арендатора, и при этом арендатор заключил договор на вывоз мусора со специализированной организацией, то арендаторам не нужно платить за негативное воздействие на окружающую среду (далее - НВОС) и, соответственно, подавать декларацию о плате за НВОС.
  2. Если договором аренды обязанность по вывозу ТБО возложена на арендодателя, то арендаторам не нужно платить за негативное воздействие на окружающую среду и, соответственно, подавать декларацию о плате за НВОС.

У арендатора независимо от того, на кого возложена обязанность по вывозу ТБО, остается обязанность по паспортизации отходов, ведению журнала учета отходов и представлению формы N 2-ТП (отходы).

ОБОСНОВАНИЕ

В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ), плата за негативное воздействие на окружающую среду (далее - плата) взимается за следующие его виды:

  • выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
  • сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
  • хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Пунктом 1 статьи 16.1 Закона N 7-ФЗ определено, что плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) ТКО - это:

  • отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами;
  • товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд;
  • отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Договором аренды может быть предусмотрено, что за накопление и вывоз отходов, образующихся в арендованном помещении, отвечает арендодатель.

Таким образом:

  1. Если договором аренды обязанность по вывозу ТБО возложена на арендатора, и при этом арендатор заключил договор на вывоз мусора со специализированной организацией, то арендаторам не нужно платить за негативное воздействие на окружающую среду и, соответственно, подавать декларацию о плате за НВОС.
  2. Если договором аренды обязанность по вывозу ТБО возложена на арендодателя, то арендаторам не нужно платить за негативное воздействие на окружающую среду и, соответственно, подавать декларацию о плате за НВОС (Письмо Ростехнадзора от 12.02.2007 N 04-09/169).

Пунктом 2 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

Пунктом 3 ст. 14 Закона N 89-ФЗ закреплено, что на отходы I - V классов опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - V классов опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться средствами измерений с соблюдением установленных законодательством требований об обеспечении единства измерений.

В соответствии с Приказом Минприроды России от 01.09.2011 N 721 учет отходов производится всеми организациями и индивидуальными предпринимателями, образующими отходы и ведущими деятельность в области обращения с отходами, вне зависимости от их отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства. Для этого организации ведут журнал учета образования отходов.

При этом формы учета, заполненные в соответствии с Приказом N 721, не подлежат представлению ни в один орган власти. Проверить их можно только при проведении органами власти, осуществляющими экологический надзор, контрольно-надзорных мероприятий.

Обязанность по представлению отчета по форме N 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления" возложена на всех юридических лиц и ИП, ведущих деятельность по обращению с отходами производства и потребления, вне зависимости от их отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства (Пункт 1 ст. 19 Закона N 89-ФЗ). Для заполнения формы N 2-ТП (отходы) используются данные учета, полученные в соответствии с Приказом N 721.

Возможно, вам будут интересны эти темы:

Распространяются ли пониженные страховые взносы в связи с коронавирусом на страхователей, уже уплачивающих страховые взносы по пониженным тарифам?

29
03.08.2020

Страхователи, уплачивающие страховые взносы по пониженным тарифам...

Новшества последней версии КонсультантПлюс

82 31.07.2020

3 интерфейсных новшества КонсультантПлюс, которые будут полезны всем пользователям.

Постановление ФСС РФ от 25.06.2020 N 107 "Об утверждении значений основных показателей по видам экономической деятельности на 2021 год" (Зарегистрировано в Минюсте России...

На 2021 год определены показатели по видам деятельности для расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на "травматизм и профзаболевания". Значения основных показателей на очередной финансовый год утверждаются в...
Российское законодательство
Федеральный закон от 31.07.2020 N 265-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"

В целях развития IT-индустрии для российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, разрабатывающих и реализующих разработанные ими программы для ЭВМ, соответствующих...
Российское законодательство

Подпишитесь на рассылку и будьте в курсе новостей

Выбрать рассылки