Логотип Аскон
183
iconВ избранноеPDF

Договор поставки по 44-ФЗ: нужно ли обществу открывать казначейский счет для получения денежных средств от клиента с госфинансированием?

Вопрос

Общество планирует заключить договор поставки - поставлять готовую продукцию. У клиента открыт казначейский счет, т.к. он получил средства на финансирование объекта и отчитывается по госзакупкам.

Нужно ли обществу открывать казначейский счет для получения денежных средств от клиента за поставку готовой продукции? Договор поставки планируется также заключать в рамках госзаказа по 44-ФЗ с авансированием.

Ответ

В описанной ситуации общество будет являться соисполнителем. Если головному исполнителю по государственному контракту открыт лицевой счет с кодом 71, то исполнителям (соисполнителям) по контрактам, заключаемым в рамках исполнения указанных государственных контрактов, также открываются лицевые счета с кодом 71 (Письмо Казначейства России от 29.08.2019 N 07-04-05/22-18684).

Таким образом, соисполнитель по общему правилу обязан открыть лицевой счет.

Материалы по теме:

Обоснование

Казначейское сопровождение - проведение Федеральным казначейством (финансовыми органами субъектов РФ или муниципальных образований) операций с денежными средствами участника казначейского сопровождения (ст. 6 БК РФ).

Казначейскому сопровождению подлежат средства, определенные федеральным законом о федеральном бюджете, предоставляемые для исполнения обязательств по контрактам, заключенным с участниками такого сопровождения (п. 1 ст. 242.23, ст. 242.25 БК РФ, ч. 66, 67 ст. 112 Закона N 44-ФЗ):

  • госконтрактам о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее - госконтракты);
  • контрактам (договорам) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, которые исполняются за счет средств, предоставленных в рамках исполнения госконтрактов, ряда договоров (соглашений) (далее - контракты (договоры));
  • авансовым платежам по контрактам, заключаемым в порядке, установленном соответственно для Республики Крым и Севастополя.

Законом субъекта РФ о бюджете (муниципальным правовым актом о местном бюджете), решением высшего исполнительного органа субъекта РФ (местной администрации) могут быть определены подлежащие казначейскому сопровождению средства, получаемые на основании госконтрактов и контрактов из бюджета субъекта РФ (местного бюджета) (пп. 1 п. 1 ст. 242.26 БК РФ).

Финансовые органы субъектов РФ (муниципальных образований) в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ (муниципальными правовыми актами представительных органов), вправе осуществлять казначейское сопровождение средств, определенных согласно пп. 1 п. 1 ст. 242.26 БК РФ. Его порядок устанавливает высший исполнительный орган субъекта РФ (местная администрация) в соответствии с Общими требованиями Правительства РФ (п. 5 ст. 242.23 БК РФ).

В 2025 г. действие п. 5 ст. 242.23 БК РФ приостановлено в части открытия в территориальных органах Федерального казначейства (ТОФК) и финансовых органах субъектов РФ (муниципальных образований) лицевых счетов участника казначейского сопровождения поставщикам (подрядчикам, исполнителям) по контрактам (договорам) при расчетах по ч. 2, 2.1, 3 и 6 ст. 15 Федерального закона от 29.10.2024 N 367-ФЗ (ч. 2 ст. 12 этого Закона).

Казначейскому сопровождению подлежат также средства, предназначенные для оплаты госконтрактов (договоров) с повышенным размером аванса. Речь идет о ситуации, когда отдельные заказчики закупают промтовары из определенного Перечня и установлен запрет или ограничение допуска иностранных товаров.

Важно! Когда расчеты по контракту (в том числе в части выплаты аванса) подлежат казначейскому сопровождению, информация о нем должна быть включена в извещение (п. 18 ч. 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ). Если такие сведения в извещении есть, аналогичное положение нужно включить в контракт (Письмо Минфина России от 29.09.2023 N 02-14-11/92935). Сформулируйте условия контракта с учетом п. п. 2, 3 ст. 242.23 БК РФ и иных нормативных правовых актов, в частности Постановления Правительства РФ от 24.11.2021 N 2024.

В 2025 г. условия контрактов следует формулировать с учетом особенностей. Это связано с тем, что на данный период приостановлено действие ряда положений ст. 242.23 БК РФ. Например, временно не действует пп. 1 п. 2 ст. 242.23 БК РФ в части открытия лицевых счетов участника казначейского сопровождения поставщикам по контрактам при расчетах по ч. 2, 2.1, 3 и 6 ст. 15 Федерального закона от 29.10.2024 N 367-ФЗ. Для этих же случаев приостановлено действие п. 3 ст. 242.23 БК РФ в части запрета на перечисление средств с лицевых счетов участника казначейского сопровождения, открытых заказчикам, на расчетные счета, открытые поставщикам (подрядчикам, исполнителям) в кредитных организациях (ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 29.10.2024 N 367-ФЗ).

Готовое решение: Казначейское обеспечение обязательств при сопровождении контрактов по Закону N 44-ФЗ

В чем отличие банковского и казначейского сопровождения контрактов в рамках Закона N 44-ФЗ

Законом N 44-ФЗ предусмотрено два вида сопровождения контрактов: банковское и казначейское.

Банковское сопровождение предполагает заключение договора с банком и открытие в нем счета для осуществления финансовых операций по исполнению контракта. Банк обеспечивает проведение мониторинга расчетов, осуществляемых поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и привлекаемыми им лицами в рамках исполнения контракта, и доведение результатов мониторинга до сведения заказчика. При расширенном банковском сопровождении банк оказывает необходимые услуги, позволяющие обеспечить соответствие принимаемых товаров, работ (их результатов), услуг условиям сопровождаемого контракта. Обычное банковское сопровождение осуществляется без взимания платы, а расширенное - платное (п. п. 2, 3, 4 Правил осуществления банковского сопровождения контрактов).

Казначейское сопровождение предполагает проведение Федеральным казначейством (ТОФК) всех операций с деньгами участника казначейского сопровождения (ст. 6 БК РФ).

Таким образом, в рамках банковского сопровождения деньги перечисляются поставщику (соисполнителю) на счет в банке, для проведения операций в рамках исполнения сопровождаемого контракта, а при казначейском сопровождении - в Федеральное казначейство (ТОФК), которое осуществляет контроль за исполнением условий контракта, проверяет правильность расчетов и осуществляет перечисление денег на счет поставщика. Казначейское сопровождение обеспечивает строгий контроль за финансовыми операциями.

Важно отметить, случаи выбора банковского и казначейского сопровождения контрактов определяются на законодательном уровне и заказчик не может самостоятельно выбирать.

Готовое решение: Каков порядок банковского сопровождения контрактов по Закону N 44-ФЗ

ИГК (идентификатор государственного контракта) формируется в двух случаях: 1) при казначейском сопровождении денежных средств; 2) при осуществлении большинства закупок в рамках государственного оборонного заказа (п. 13 ст. 3, ст. 6.1, ч. 2 ст. 15.29 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Закон N 275-ФЗ); п. 2 Порядка формирования идентификатора государственного контракта, договора (соглашения) при казначейском сопровождении средств, утвержденного Приказом Минфина России от 02.12.2021 N 205н).

Обязанность исполнителя сообщить соисполнителю о необходимости открыть счет закреплена только по контрактам, заключаемым согласно Закону N 275-ФЗ, в частности в п. 3 ч. 1 ст. 8 Закона N 275-ФЗ, Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) не содержит такого требования, как и требования открыть отдельный счет.

При этом Закон N 44-ФЗ содержит обязанность заказчика известить исполнителя, в частности, о казначейском сопровождении контракта (п. 18 ч. 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ).

Согласно ст. 242.25 Бюджетного кодекса РФ казначейскому сопровождению подлежат определенные федеральным законом о федеральном бюджете средства, получаемые на основании государственных контрактов, договоров (соглашений) и контрактов (договоров). Соответствующий федеральный закон принимается ежегодно.

Государственные контракты, договоры (соглашения), контракты (договоры), средства по которым подлежат казначейскому сопровождению, должны содержать в том числе положения об открытии в Федеральном казначействе участниками казначейского сопровождения лицевых счетов для осуществления и отражения операций со средствами участников казначейского сопровождения (пп. 1 п. 2 ст. 242.23 БК РФ).

Однако данное положение приостановлено с 01.01.2025 до 01.01.2026 в части открытия лицевых счетов участника казначейского сопровождения поставщикам по контрактам при осуществлении расчетов в соответствии с ч. 2 - 4 и 9 ст. 6 Федерального закона от 02.11.2023 N 520-ФЗ "О внесении изменений в статьи 96.6 и 220.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и об установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2024 году" (ч. 1 ст. 4 Федерального закона N 520-ФЗ).

При этом участник казначейского сопровождения - это юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, физическое лицо - производитель товаров, работ, услуг, получающие средства, определенные в соответствии со ст. ст. 242.25 и 242.26 БК РФ, использование которых осуществляется после подтверждения на соответствие условиям и (или) целям, установленным при предоставлении средств (ст. 6 БК РФ).

Если головному исполнителю по государственному контракту, получателю субсидии (бюджетной инвестиции) по соглашению (договору) открыт лицевой счет с кодом 71, то исполнителям (соисполнителям) по контрактам (договорам), заключаемым в рамках исполнения указанных государственных контрактов, соглашений (договоров), также открываются лицевые счета с кодом 71 (Письмо Казначейства России от 29.08.2019 N 07-04-05/22-18684).

Таким образом, соисполнитель по общему правилу обязан открыть лицевой счет. При этом исполнитель не обязан сообщать соисполнителю об обязанности открыть счет.

Следует учесть, что исполнитель обязан добросовестно принимать участие в гражданских правоотношениях и не допускать осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью (п. п. 1, 5 ст. 10 Гражданского кодекса РФ). Соответственно, исполнителю следует сообщить соисполнителю о необходимости открытия лицевого счета, в том числе можно закрепить такое условие в договоре (п. 4 ст. 421 ГК РФ).

Вопрос: ООО поставляет продукцию покупателю, который исполняет государственный контракт для нужд казенного учреждения (Закон N 44-ФЗ). В тексте договора указан номер ИГК. Надо ли соисполнителю открыть казначейский счет? Обязан ли исполнитель сообщить соисполнителю об обязанности открыть счет?

Фото автора

консультант по юридическим вопросам

#Специалист по закупкам
#44-ФЗ
iconВ избранноеPDF