Как установить вендинговый автомат юридически верно | Аскон

Главная > Аскон-Навигатор > Вопрос-Ответ > Что нужно сделать организации для установки вендингового автомата?

10114 Горячая тема В избранное PDF

Что нужно сделать организации для установки вендингового автомата?


автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам

ВОПРОС

Планируется заключить договор с компанией по предоставлению места для установки вендингового автомата (кофейные напитки/снеки).

Какие документы должны быть у компании и у ее сотрудников для установки данного автомата и его обслуживания, подтверждающие пищевую безопасность оказываемых услуг (лицензии, сертификаты качества)?

ОТВЕТ

У компании для установки вендингового автомата и его обслуживания должны быть документы, подтверждающие пищевую безопасность продовольственных товаров, в форме сертификата, декларации о соответствии, а также медицинские книжки на сотрудников, трудовые обязанности которых непосредственно связаны с хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды.

ОБОСНОВАНИЕ

Пункт 60 ГОСТ Р 51303-2013 Национального стандарта Российской Федерации. Торговля. Термины и определения (утв. Приказом Росстандарта от 28.08.2013 N 582-ст), торговый автомат (вендинговый автомат) – это нестационарный торговый объект, представляющий собой техническое устройство, предназначенное для автоматизации процессов продажи, оплаты и выдачи штучных товаров в потребительской упаковке в месте нахождения устройства без участия продавца.

Существующие нормы действующего законодательства не содержат детальной регламентации данного вида розничной торговли. Следовательно, к розничной продаже товаров посредством вендинговых автоматов (нестационарных торговых объектов) предъявляются общие требования о безопасности продовольственных товаров.

Кроме того, законодательством не установлено требование о получении специального разрешения (лицензии) при организации розничной торговли посредством вендингового автомата. Основным нормативным документом России в сфере лицензирования выступает Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ). При этом применительно к торговле специальное разрешение требуется на торговлю:

  • специальными техническими средствами, предназначенными для негласного получения информации;
  • вооружением и военной техникой;
  • гражданским и служебным оружием и основными частями огнестрельного оружия;
  • боеприпасами (в том числе патронами к гражданскому и служебному оружию и составными частями патронов), пиротехническими изделиями IV и V классов;
  • ломом черных и цветных металлов;
  • лекарственными препаратами;
  • алкоголем и спиртосодержащей продукцией.

О том, что понимается в российском законодательстве под продовольственными товарами, указано в статье 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ). К ним Закон N 381-ФЗ относит продукты в натуральном или переработанном виде, находящиеся в обороте и употребляемые человеком в пищу (в том числе продукты детского и диетического питания), бутилированную питьевую воду, алкогольную продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, безалкогольные напитки, жевательную резинку, пищевые и биологически активные добавки.

Аналогичное понятие пищевых продуктов дано в Федеральном законе от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов".

На практике качество товаров подтверждается результатами сертификации, которая может носить как добровольный, так и обязательный характер.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" под сертификацией понимается форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров.

При этом обязательное подтверждение соответствия товаров осуществляется в форме:

  • декларирования соответствия (принятия декларации о соответствии);
  • обязательной сертификации.

В первом случае документом, подтверждающим качество товара, выступает декларация о соответствии, во втором - сертификат соответствия, который на практике чаще именуют сертификатом качества.

Форма и схемы обязательного подтверждения соответствия могут устанавливаться только техническим регламентом на соответствующий товар.

На сегодняшний день техническое регулирование в Российской Федерации осуществляется в рамках Евразийского экономического союза, договор о создании которого был подписан в Астане 29 мая 2014 г. В настоящее время действуют следующие технические регламенты Таможенного союза, затрагивающие вопросы безопасности пищевой продукции:

- ТР ТС 015/2011 "О безопасности зерна", утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 874;

- ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции";

- ТР ТС 023/2011 "Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей", утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 882;

- ТР ТС 024/2011 "Технический регламент на масложировую продукцию", утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 883;

- ТР ТС 027/2012 "О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания", принятый решением Совета Евразийской экономической комиссии от 15.06.2012 N 34;

- ТР ТС 029/2012 "Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств", принятый решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20.07.2012 N 58;

- ТР ТС 033/2013 "О безопасности молока и молочной продукции", принятый решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 N 67;

- ТР ТС 005/2011 "О безопасности упаковки", утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 16.08.2011 N 769;

- ТР ТС 034/2013 "О безопасности мяса и мясной продукции", принятый решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 N 68.

Предназначенные для реализации пищевые продукты, материалы и изделия подлежат обязательному подтверждению соответствия обязательным требованиям нормативных документов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Перечень пищевых продуктов, материалов и изделий, обязательное подтверждение соответствия которых осуществляется в форме обязательной сертификации, и перечень пищевых продуктов, материалов и изделий, обязательное подтверждение соответствия которых осуществляется в форме принятия декларации о соответствии, устанавливаются техническими регламентами, а до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов - Правительством РФ.

Кроме того, для продавцов продовольственных товаров государство обязывает иметь в наличии личную медицинскую книжку. Розничная торговля пищевыми продуктами посредством вендингового автомата не предполагает присутствие продавца при продаже. В связи с чем возникает вопрос: все ли сотрудники организации торговли должны оформлять такой документ?

Начнем с того, что право каждого гражданина Российской Федерации на охрану здоровья закреплено в статье 41 Конституции Российской Федерации. В целях реализации данного права был принят Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ), согласно статье 11 которого одной из обязанностей торговых организаций является выполнение требований санитарного законодательства, которое, в свою очередь, обязывает торговый персонал получать личные медицинские книжки.

Отметим, что на основании статьи 34 Закона N 52-ФЗ, статьи 213 ТК РФ в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний работники торговых организаций обязаны проходить предварительные (при поступлении на работу) и периодические профилактические медицинские осмотры.

Аналогичное требование содержится и в Санитарно-эпидемиологических требованиях к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов СП 2.3.6.1066-01, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.09.2001 N 23 "О введении в действие санитарных правил" (далее - Правила N 23).

Как следует из раздела 13 "Личная гигиена персонала" Правил N 23, лица, поступающие на работу в торговые организации, проходят медицинские осмотры, профессиональную, гигиеническую подготовку и аттестацию. На каждого работника заводится личная медицинская книжка установленного образца, в которую вносятся результаты медицинских обследований и лабораторных исследований, сведения о перенесенных инфекционных заболеваниях, а также отметка о прохождении гигиенической подготовки и аттестации.

Пунктом 6 статьи 34 Закона N 52-ФЗ установлено, что порядок проведения обязательных медицинских осмотров, учета, ведения отчетности и выдачи работникам личных медицинских книжек определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения.

Форма личной медицинской книжки утверждена Приказом Роспотребнадзора от 20.05.2005 N 402 "О личной медицинской книжке и санитарном паспорте" (далее - Приказ N 402). Этим же Приказом определено, что личные медицинские книжки оформляются на бланках, являющихся защищенной полиграфической продукцией уровня "В", изготовление бланков личных медицинских книжек осуществляет Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиенического образования населения". Оно же обеспечивает центры гигиены и эпидемиологии, выдающие личные медицинские книжки по итогам прохождения медицинских осмотров, бланками медицинских книжек и специальными голограммами, а также осуществляет ведение реестра выданных медицинских книжек.

Как следует из пункта 1.1 Приказа N 402, личные медицинские книжки должны иметь только те работники торговых организаций, деятельность которых непосредственно связана с хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды. Иными словами, из данного положения вытекает, что сотрудники торговых компаний, чьи трудовые обязанности не связаны с указанными операциями, не обязаны иметь личные медицинские книжки (бухгалтер, кадровик или иной управленческий персонал).

В то же время из раздела 13 Правил N 23 можно сделать прямо противоположный вывод, поскольку в пункте 13.2 данного раздела прямо сказано, что на каждого работника заводится личная медицинская книжка установленного образца. Причем есть и судебные решения, где суд согласился с таким подходом, о чем позволяет говорить, например, Постановление ФАС Уральского округа от 02.06.2005 N Ф09-5092/04-АК по делу N А60-8769/04.

Как видим, вопрос о том, все ли работники торговой организации должны иметь личные медицинские книжки, не имеет однозначного ответа. В таких условиях торговая компания должна самостоятельно решить, какой точки зрения она будет придерживаться в части необходимости оформления личных медицинских книжек всем работникам торговой фирмы, в том числе не имеющим контакта с продовольственными товарами.

Вместе с тем отметим, что отсутствие личной медицинской книжки у работника торговли чревато привлечением к административной ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 14.4 КоАП РФ.

Уведомления